В Европе в языческие времена ведьмовство процветало. Ведьмы, по-видимому, являлись жрицами, хранительницами знаний. Они передавали из поколения в поколение методы лечения болезней, совершали жертвоприношения богам, занимались гаданиями и знахарством. Наиболее вероятно, что раньше в каждом доме была своя «ведьма» — старшая из женщин, исполнявшая должные обряды, главной целью которых было сохранение семейного благополучия и защита дома от всяких бед. Но с приходом христианства отношение к ведьмам изменилось: в народном сознании они из посредниц между миром людей и богов за несколько столетий превратились в демонических существ.
Для Западной Европы наиболее характерно было получение ведьмовских способностей посредством вступления в союз с демоническими силами. Будущая ведьма совершала довольно сложные ритуалы, призывавшие дьявола, и заключала с ним договор: в обмен на свою душу она получает колдовскую силу и разных нечистых духов в помощники. Значительно реже практиковалась личная передача силы от старой ведьмы к преемнице (иногда от матери — к дочери или от бабки к внучке). В некоторых случаях ведьма даже могла выбирать себе преемницу из нескольких желающих девушек, проверяя их храбрость и пригодность к колдовскому ремеслу.
Надо сказать, что ведьмы, в отличие от колдунов, непримиримо соперничающих друг с другом, обычно активно общаются с товарками по ремеслу и даже устраивают свои сборища — шабаши. На славянских территориях самым популярным местом шабашей считалась Лысая гора под Киевом, а в Европе — гора Блоксберг.
Основные элементы шабашей, независимо от территориальных особенностей, обычно неизменны и включают: церемонию поклонения повелителю темных сил, обмен «профессиональными» хитростями либо совместное приготовление колдовского зелья, которое затем делится между всеми участницами шабаша и, конечно же, пир и пляски.
На шабаш ведьмы отправлялись, используя сверхъестественные средства передвижения — помело, кочергу, демонов в облике различных животных, реже — заколдованных людей или ночной ветер. Иногда для полетов ведьмы натирались особой мазью и вылетали в печную трубу.
Активность ведьм достигает своего пика в периоды полнолуния или новолуния, в середине зимы и в дни летнего солнцеворота, в грозовые ночи и в большие календарные праздники (Юрьев день, Пасха, Благовещение, Троица, Рождество, а также канун 1 мая — Вальпургиева ночь). В это время они устраивают свои шабаши, на которых пируют, проводят игрища с чертями и так далее.
В среде неграмотных крестьян ведьм считали главными виновницами различных бед — начиная от плохой погоды и неурожаев и заканчивая эпидемиями среди людей и падежом скота. Но вместе с тем мало кто хотя бы раз в жизни не обращался к ведьме, причем не только среди простолюдинов, но и из знатных людей. Особенно часто «клиентками» становились придворные дамы разных рангов, боровшиеся за место в сердце какого-нибудь герцога или принца. Стремясь сохранить любовь и благосклонность своих высокопоставленных покровителей, фаворитки обращались к ведьмам за любовными эликсирами, приворотами и прочими магическими средствами.
Мало кто из обычных людей имел возможность присутствовать на ведьмовских ритуалах и наблюдать за «работой» чародейки воочию, так что большинство сведений о ведьмовстве в Европе были получены во время допросов у женщин, обвиняющихся церковью в колдовстве. Под угрозой наказания и пыток многие из них сознавались в поступках, которых они в действительности и не совершали. Любопытно, что до XIII века человек, веривший в ведьмовство, признавался язычником и неверным, то есть церковь официально считала истории о ведьмах и колдовстве пустыми выдумками. Однако начиная с XIV столетия, когда святая инквизиция набрала силу и размах в борьбе с различными ересями, началась «охота на ведьм». Ее первыми жертвами ведьмовства стали знахарки, на которых доносили их бывшие пациенты, благополучно оправившиеся после тяжелых болезней благодаря их заговорам и травам. Вот так средневековая католическая церковь, ранее считавшая народными вымыслами истории о чародейках и шабашах, впоследствии сочла их реальными и принялась ревностно отыскивать мнимых участников легендарных сборищ, предавая их самым суровым наказаниям.
У славянских ведьм наиболее была развита словесная магия, то есть произношение различных заговоров и заклинаний. Также большой популярностью в ведьмовстве, да и вообще в славянской магии, пользовались узелки и разные способы обвязывания нитями.
Использование нитей и завязывание узелков было широко распространено и в других магических системах. Так, например, в Древней Греции и Древнем Египте завязывание узелков применялось как профилактическое средство от болезней.
Символически завязывание обозначает силу и мощь того, кто завязывает, и слабость (лишение силы) того, кого «завязывают».
Вера в магическую силу узелков была настолько сильной, что их носили с собой, завязанными на шнурках, тесемках или полосках кожи, как обереги. Нить с узелком в качестве охранного амулета, как правило, носили на шее или обвязывали вокруг запястья (в некоторых случаях вокруг пальца). Бывало, что нитью перепоясывались как поясом, надевая ее под рубаху.
Если же говорить более подробно, то завязывание и обвязывание понималось как, во-первых, закрепление того, что намечается, во-вторых, как защита от болезней и порчи и, в-третьих, как перенос (в узле или на нити, вдетой в иголку) в другое место какой-либо нежелательной вещи, например, той же болезни или порчи. Приведем несколько вариантов для каждого из рассмотренных случаев.
Закрепление. Чтобы закрепить начатое благое дело, следовало взять нитку, завязать на ней узел и произнести: «Как этот узел завязан, так и у меня, раба Божьего (имя), дело сошлось бы».
Чтобы навести порчу, на несжатой ниве устраивали «залом» — связывали в узлы несколько колосьев. Кстати, такому узлу приписывалось свойство наводить несчастья не только на людей, но и на животных.
Преграждение. Чтобы остановить начавшуюся болезнь, нужно было перевязать красными шерстяными нитями руки, ноги и голову больного человека, а затем сказать: «Завязываю болезнь на веки вечные, не войти ей ни в руки, ни в ноги, ни в голову, ни с востока, ни с запада, ни с севера, ни с юга. Отныне, присно и во веки веков. Аминь».
Чтобы воспрепятствовать пчелиному рою далеко улететь, следовало из нижней одежды вытащить нить, завязать ее тремя узлами и привязать к пасеке.
Перенос. Чтобы избавиться от бородавки, следовало ее обвязать нитью, завязав узлом, а потом закопать в земле, подальше от двора. Как нить в земле сгниет, так и бородавка с тела уйдет.
Колдовская работа с нитями и узлами имела множество нюансов. Так, было очень важно, какого именно сорта использовалась нить (шерстяная, шелковая, льняная), какого она цвета (чаще всего черная, белая и красная)(Эти цвета являются символами трехчленного представления о мироздании у древних славян. Черный— подземный мир, белый — небеса и красный — человеческий мир), и особое значение придавалось количеству узлов (один, три, девять) и способу их завязывания (обычный узел, с обмоткой, крест на крест и так далее).
К другим, не таким популярным, но не менее применяемым, способам проявления магического искусства — ведьмовства, относились так называемые заломы и проживы.
Залом представляет собою очень спутанный пучок стеблей еще не сжатого хлеба, надломленных в правую и левую сторону, закрученных в узел вместе с золой и присыпанных у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Считалось, что бороться с заломом чрезвычайно трудно. Как бы ни вырывали и ни жгли его, но загаданная колдуном или ведьмой беда непременно сбудется, если не отслужить молебна и не попросить священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Во многих местах эту работу также возлагали на опытных стариков или знахарей.
Прожив — это дорожка во ржи, проходящая с одного края загона до другого, вдоль которой срезаны все колосья. Крестьяне верили, что это делает колдун, либо становясь ногами на ножницы, либо становясь ногами на две иконы, как на лыжи, и таким образом ведет дорожку. Вред от такого колдовства заключался в том, что весь посев сгниет на корню.
Если крестьянин замечал на своем поле такой «прожив», то сразу же звал священника, который проходил по «проживу» с крестом и кропил его по обе стороны святой водой.
Что касается наших дней, то в чистом виде ведьмовство не сохранилось, поскольку кардинальным образом изменились социальные реалии. Но по праву называться современной формой ведьмовства может популярная нынче традиция неоязычества — викка, о которой пойдет речь в дальнейших статьях.