Викка (англ. wicca) является неоязыческой религией, ориентированной на древние ведьмовские знания, но включающей в себя многие эклектичные заимствования из других систем. В ней максимальное внимание уделяется личной свободе и познанию мира посредством обучения магической науке как еще не до конца исследуемой области познания природы.
Сам термин «викка» произошел от индоевропейского корня weik, имеющего отношение к магии и религии, который позднее проявился в германских языках как wikk, что стало обозначать магию и волшебство.
Есть мнение, что термин «викка» происходит от староанглийского слова wicca (женский вариант wice), которое является предшественником современного английского слова ведьма (witch).
Некоторые исследователи утверждают, что изначально эта традиция называлась просто колдовством (англ. witchcraft), что указывало на ее архаичные ведьмовские корни, а уже потом оно стало называться «викка».
Викка как мистическое течение стало популярно в 1954 году благодаря стараниям английского государственного служащего в отставке Джеральда Гарднера, который утверждал, что он является одним из последних посвященных древнейшей школы колдовства, существовавшей еще до нашей эры, а точнее, одной из выживших матриархальных языческих религий древней Европы.
Базовые принципы викканства изложены в его книгах «Колдовство сегодня» (1954) и «Значение колдовства» (1959). Именно из этих книг вышла основная часть современной викки.
Но нужно отметить, что немалую роль тут сыграл и Чарльз Карделла, соперник Джеральда Гарднера.
Впоследствии традиция викки разделилась на два основные течения — гарднерианская и александрийская, известная в Северной Америке как британская традиционная викка.
Как и в любом другом мистическом учении, для того, чтобы практиковать ведьмовство в рамках викки, необходимо получить инициацию, то есть посвящение от того, кто уже достиг определенного уровня в магическом ремесле. Говоря проще, учение и тайны ремесла могут быть переданы только от учителя к ученику. Именно поэтому практически все представители британской традиционной викки могут проследить линию своей духовной преемственности вплоть до ее признанного основателя — Джеральда Гарднера.
Перед посвящением неофит должен провести один год в усердном изучении базовых принципов викки, чтобы быть подготовленным и понимать, какую ответственность он берет на себя, принимая столь ответственный шаг, как инициация.
В британской традиционной викке существуют три ступени посвящения. Первая ступень является базовой и вводной. На второй ступени неофиту дается новое «магическое» имя и он наделяется правом тоже давать посвящение базового уровня. На третьей ступени посвященный получает тайные знания из области сексуально-магических практик — так называемого Великого ритуала. Также теперь он имеет полное право иметь учеников и создавать отдельный ковен (общину).
Следует сказать, что не все течения викки придерживаются такой строгой иерархии посвящений. Так, например, в традиции, основанной Робертом Кокрейном, существуют только две степени — послушник и инициированный.
Кроме того, некоторыми направлениями даже допускается возможность самопосвящения в ведьмовство.
Важное место в традиции викки занимают так называемые ковены. Ковен — это сообщество викканцев, которые вместе проводят ритуалы и практикуют различные мистические техники.
Как правило, ковеном руководит высшая жрица и высший жрец.
Викканцы поклоняются Рогатому богу и Триединой богине, которые, по своей сути, представляют собой эманации единого бога. Бог и богиня — две взаимодополняющие друг друга противоположности, как инь и ян в китайской философии.
Под богом понимается так называемый Рогатый бог, известный в кельтской традиции как Кернуннос, его также называют Пан, Зеленый Человек, Солнечный бог, Дубовый Король, Король Остролист и так далее.
Под богиней понимается Лунная богиня, триединая в своих лицах — Девственница, Мать, Старуха (по трем видимым лунным фазам).
В различных направлениях викки богиня и бог Переосмысливаются не только как равные дополнения друг другу, но и как зависимые. В других школах богине отводится главенствующая роль, а богу — второстепенная.
Что касается вопроса о Первичном Создателе, о том, чьими эманациями являются бог и богиня, то, как утверждал Гарднер, имя Его остается неизвестным, хотя Патриция Краутер назвала это высшее божество Драйтэн.
Бог и богиня в викканской практике могут проявлять себя в личностных формах через тела жреца и жрицы во время церемоний и ритуалов.
Викканцы проводят различные магические практики, исповедуют свободные моральные принципы и отмечают так называемые Восемь шабашей (праздники Колеса года).
Большинство викканцев верят в жизнь после смерти и реинкарнацию, считая, что душа перевоплощается, чтобы учиться и развиваться. Но если человек обрел свое истинное призвание, в частности ведьмовство, то он будет перевоплощаться с целью развивать свои умения. Поэтому нередко викканцы считают, что они уже не в первый раз рождаются ведьмами и ведьмаками, раз и в этой жизни активно занимаются подобной мистической практикой. Отсюда и популярна среди них поговорка: «Ведьма однажды, ведьма навсегда».
Интересно отметить, что, согласно представлениям викканцев, душа между перевоплощениями отдыхает в другом мире или стране вечного лета, которую описал в своих книгах Джеральд Гарднер.
Тем не менее вера в реинкарнацию не мешает викканцам верить и в то, что они могут вступать в контакт с духами умерших людей. На эту традицию оказал огромное влияние спиритизм. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что не все школы викканцев следуют подобным практикам, а некоторые даже категорически против подобных оккультных опытов.
В целом же, вопрос жизни после смерти приверженцев данного культа волнует не так сильно. Большую часть своего внимания они предпочитают уделять жизни текущей, стараясь достичь совершенства в этом перевоплощении.
Викканцы уделяют много внимания различным магическим практикам, которые являются одним из ключевых моментов всей традиции ведьмовства.
Приверженцы культа верят, что с помощью магических приемов они могут изменять мир и себя, могут творить добро, укреплять любовные отношения, исцелять и так далее.
Для викканцев магия — это не набор суеверий и сомнительных действий, а настоящая наука и искусство управлять невидимыми силами природы.
Основы их морали и нравственности изложены в Викканском Наставлении. Главный же принцип очень прост — делай что хочешь, но следи за тем, чтобы это никому не вредило. То есть каждый викканец культивирует личную свободу, но при этом берет на себя ответственность за свои поступки, старясь, чтобы они не приносили зло окружающим.
Важную роль в морально-нравственном кодексе приверженцев этого культа играет Закон троекратного возвращения. Его основную идею можно выразить словами — все добро и зло, исходящее от тебя, вернется к тебе троекратно.
Самым известным символом ведьмовства, и в том числе викки, является пентаграмма, пять вершин которой олицетворяют пять первоэлементов, пять конечностей тела человека и так далее.
В данной традиции нет единого для всех священного текста, как в христианстве Библия или в исламе Коран. Тем не менее существует несколько книг, которые пользуются у викканцев большим авторитетом. К ним относятся Книга Теней, принадлежащая перу самого Джеральда Гарднера, и «Завет Богини», содержащий материалы из книги Чарльза Леланда «Арадия, или Евангелие Ведьм» (1899), а также труды Алистера Кроули, знаменитого оккультиста ХIХ-ХХ веков.
В магической практике викканцев важное место занимают некоторые ритуальные предметы, среди которых особо следует выделить ритуальные ножи. Их два. Один с черной ручкой, называемый атам, а второй нож с белой ручкой — болин.
В целом магическая деятельность викканцев не сильно отличается от того, что некогда делали ведьмы. Также применяется ритуальный круг, алтарь, используются различные сакральные предметы — чаша, свечи, благовония, метла, ритуальные ножи, амулеты, талисманы и так далее.
Также большинство ритуалов ведьмами осуществляется в обнаженном виде (в «божественном одеянии»). Но это бывает не во всех течениях викки.
Магические церемонии обязательно проводятся на каждое полнолуние (эсбат) и на каждый из праздников Восьми шабашей (Колесо года), которые представляют собой точки смены времен года, летнее и зимнее солнцестояние и весеннее и осеннее равноденствие.
Интересно отметить, что эти праздники во многом повторяют архаичные праздники кельтского календаря, чья традиция во многом повлияла на формирование современного ведьмовства. Но сейчас эти праздники стали более универсальны, поскольку в той или иной форме они встречаются практически во всех культурах. В ведьмовской традиции они называются сезонные праздники, или Восемь шабашей.
Приверженцы традиции викки нередко проводят и ритуал Хэндфастинг, что в переводе с английского означает «сплетение рук». По своей сути, это не что иное, как церемония свадьбы, а точнее, заключение предварительного союза, длящегося один год и один день. Обычно этот обряд проводится на праздник одного из Восьми шабашей — на Лугнасад.
Интересно отметить, что в отличие от традиционной формулы заключения брака «Пока смерть не разлучит нас» викканцы говорят: «Быть вместе, пока живет любовь в сердцах».
Еще одним магико-социальным ритуалом является викканинг — своеобразный обряд «ведьмовского крещения», обычно проводимый для новорожденных и детей младшего возраста. Тем не менее по большому счету он ничем не обязывает самого ребенка, то есть впоследствии он не обязан принимать и следовать принципам викки. Цель викканинга — «представить» ребенка богу и богине для снискания их покровительства и защиты.
Также важно отметить, что по мере своего развития традиция викки становится все более эклектичной, включая в себя и адаптируя практики многих мировых мистических школ. Что, в свою очередь, может быть, и искажает в какой-то мере ту самую древнюю и архаичную традицию ведьмовства, но, с другой стороны, и обогащает ее, делая магическую и духовную практику более эффективной и разнообразной.
Тем не менее, кроме викки существуют и другие ведьмовские традиции.