Татьяна Дубровина — прозаик, кинодраматург, филолог, преподаватель ВГИКа. А кроме того, она самобытный астролог, открывающий новое направление в этой древней науке. Согласно ее теории, зодиакальную «печать» несет на себе не только человек, но и все порождения его творческой фантазии…
Татьяна Артемьевна, вы практикующий астролог?
На сегодняшний день не такой уж и практикующий: преподавание во ВГИКе забирает слишком много времени. Астрологией успеваю заниматься только ночами, когда «вопрошающие» уже спят. Поэтому от предсказательной практики перешла к чисто исследовательской работе.
— «Вопрошающие» так вы называете клиентов?
— «Клиент» термин из сферы услуг. Обратиться к астрологу — это все-таки явление другого порядка, чем сделать маникюр или заказать циклевку паркета. Мне больше нравится старинное русское слово, оно более сущностное. Вопрошающий — значит задающий вопрос. И вопрос этот может быть не только о сиюминутных нуждах, но подчас о самых глубинных и волнующих аспектах бытия.
Вы так внимательны к словесным нюансам! А какая, в принципе, разница? Ведь есть поговорка: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь».
А есть другая: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Я глубоко уверена, что слова не только описывают жизнь, но и формируют ее. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Помните? Так начинается Евангелие от Иоанна.
Вы ведете оригинальные астрологические исследования, связанные со словесным творчеством, с литературой, и даже предложили термин «астрофилология». Расскажите об этом поподробнее.
Это новый, экспериментальный подход к анализу художественной литературы: с точки зрения астрологии. Классическая филология занимается только анализом текстов, созданных писателем: каков сюжет произведения, характеры персонажей, лексика, стилистика. Предметом исследования астрологии в основном являются характер и биография автора. К примеру, почему именно осень 1830 года стала столь плодотворной для Пушкина, и какое сочетание планет вызвало ту эпидемию холеры, которая задержала поэта в деревне? Однако ни та, ни другая наука пока не затронула массив созданных писателем произведений. Но ведь у большого художника творчество — это основная часть жизни. Порой трудно разграничить, которые из астрологических показаний реализуются в жизни творца, а которые — в жизни творений. Иногда астрологи оказываются в недоумении: скажем, по событийному гороскопу с художником должна произойти катастрофа, а у него тишь да гладь. Ошибка? Нет! Возможно, он в это время описывал гибель своего персонажа и пережил эмоциональное потрясение в своем воображении.
И вы решили зайти с другого конца; оттолкнуться от анализа произведений?
Совершенно верно. Вы даже не представляете себе, с какой силой гороскоп отражается в тексте. Вплоть до грамматики и знаков препинания. Марсианский напор Овна диктует авантюрный сюжет и короткие, глагольные фразы. Мистичность знака Рыб проявляется в загадочных сказках и нежной, «туманной» лирике. Метод астрофилологии мог бы дать новые поводы к сопоставлению — например, Пушкина и Бродского, Водолеев Пастернака и Высоцкого или родившихся под знаком Весов Лермонтова и… Скажем, Джона Леннона.
В вашей астрофилологии вы рассматриваете только один показатель — положение Солнца в гороскопе?
Не только этот, но он принципиально важен. Солнце считается активным, «мужским», творческим светилом. Через «солнечный принцип» человек, и писатель в том числе, реализует свое внутреннее богатство. Через солнечный принцип он «светится». Возможно, именно это интуитивно почувствовал и выразил Маяковский, хотя и не был знаком с астрологией. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!»
Но ведь не всякое творчество несет в себе свет. Есть ведь и мрачные, трагические произведения.
Солнечный принцип реализуется по-разному. К примеру, романы Достоевского никак не назовешь радостными. Но Федор Михайлович — Скорпион. Причем по новому стилю день его рождения приходится на 30 октября, канун Хэллоуина. Как истинный Скорпион, Достоевский ныряет в своем творчестве в самые темные, самые низкие и потаенные глубины человеческой психики. Более того: если астрологически рассмотреть характеры его персонажей, то почти все они — ярко выраженные Скорпионы. Низкая октава — Свидригайлов или Смердяков. Магнетические, роковые, но несчастливые женщины — Грушенька и Настасья Филипповна. Родион Раскольников, Иван и Митя Карамазовы, Ставрогин из «Бесов» — они все словно бы родились под одним знаком зодиака. Кусают себя и других, раздираемы разрушительными страстями.
А как же князь Мышкин или Алеша Карамазов? Это светлые, возвышенные герои.
Есть и высшая октава Скорпионов: так называемый «Скорпион — голубка». Когда бурлящая магия демонических темных страстей претерпела трансформацию и душа воспарила к таким высотам, как всепрощение и самопожертвование. Однако князю Мышкину такой взлет дался нелегко: вверг его в пучину безумия.
А как законы астрофилологии проявляются в поэзии? Ведь в ней, как правило, характеров нет, а есть исследование душевных состояний?
Возьмем, к примеру, моего любимого поэта Осипа Мандельштама. Как правило, поэзия ассоциируется с легкостью, полетом. А Мандельштам начинается с «Камня»: это название его первого поэтического сборника. Все дело в том, что он родился под знаком Козерога, а это не просто земной знак, а знак тяжелой земли, каменистой. И в его поэзии доминируют мотивы тяжести, весомости, прочной почвы под ногами. «Тяжелее платины Сатурново кольцо», пишет Мандельштам. Случайно ли? В астрологии веками используется устоявшееся выражение «сатурнианская тяжесть». И именно Сатурн считается планетой — управителем Козерога. Сатурн — повелитель ограничений, уз, заточения. Это трагически проявлено в судьбе поэта, который был репрессирован и погиб в сталинских лагерях. А в его поэзии каменная тяжесть — источник и горести, и благословения. «Россия, ты, на камне и крови, участвовать в твоей железной каре хоть тяжестью меня благослови!»
Можно ли применить ваши методы исследования к другим видам искусств? Например, к музыке?
Я не музыковед, но уверена, что да. Музыкальный квинтовый круг, например, соответствует семиконечной «звезде магов», построенной на взаимодействии семи планет гороскопа. Могу, кстати, привести высказывание самого Мандельштама о творчестве другого Козерога, композитора Скрябина: «Гармония — кристаллизовавшаяся вечность». А где вечность, там звезды…