После начала Первой мировой войны Россия каким-то чудом удерживалась несколько лет на грани гибели. Некоторые называли это «чудо» Григорием Распутиным. Сам старец также был убежден в этом. «Вот не будет меня — все к черту пойдет», — любил говорить Григорий. И он не ошибался. В том, что его жизнь и особенно смерть перевернули судьбу народов огромной империи, согласны очень многие историки.
О том, кем был старец Распутин, споры продолжаются уже почти целый век. Григорий Распутин — одна из самых загадочных фигур начала XX века. Он одновременно и святой, спасающий именем Божьим людей от болезни, и бес, не довольствующийся продажными женщинами и совращающий дам высшего света. В глазах одних Распутин «ясновидящий, чудотворец, святой», другие убеждены в том, что это «пьяница, развратник, жулик». Защитники и той, и другой точки зрения ссылаются на многочисленные свидетельства, газетные заметки начала прошлого века, сохранившиеся официальные протоколы, подтверждающие объективность вывода каждой из сторон. Но если две дороги ведут в тупик, то, может быть, существует третья, не столь бросающаяся в глаза, зато примиряющая противоречивые факты о загадочном Григорие Распутине.
Для начала ознакомимся с советами, которые давал Распутин царской семье. Их было очень много, и касались они, в основном, повседневной жизни императорской четы и рекомендаций назначения людей на ту или иную должность. Но вот два совета выбивались из общей массы: настойчивое внушение интереса к событиям на Тибете и предложение, даже требование, сначала не начинать войну, а затем — заключить мир с немцами.
Начнем с Тибета. Казалось бы, зачем православному царю эта высокогорная и, в общем-то, бедная «крыша мира»? Ведь в ней ничего нет, кроме религиозного центра ламаизма, да многочисленных, затерянных в глубоких ущельях буддийских монастырей с их странными, на европейский взгляд, учениями. И все-таки Григорий Распутин смог убедить Николая II предпринять конкретные действия, которые должны были привести к появлению российских войск на «крыше мира». И сразу же возникает вопрос, почему у простого крестьянина мог возникнуть интерес к Тибету? Невольно возникает предположение, что кто-то направлял действия «святого старца» Распутина.
Вот что думает о Распутине российский историк Владимир Семенов: «Несмотря на природный ум и свою затаенную хитрость, тобольский старец Распутин едва ли принадлежал к числу людей, способных самостоятельно разбираться в сложных вопросах политики. Да в этом и не было особенной необходимости. Важнее была его мистическая интуиция, благодаря которой в романовской семье на него смотрели как на прозорливого святого старца. Но тем не менее этот придворный святой, так воздействовавший на Романовых, сам подвергался влияниям других темных личностей.