Ни один дом не может стоять без домового. Крестьяне в этом были уверены испокон веков. Поэтому и имен у невидимого хозяина дома и двора не счесть: дворовый, дворовушка, Он, Чур, «Сам-друг», «дедко», дедушко, суседушко, хозяин, «дед», кормилец или кормильчик, «большак», «братанушко», «доброхотушко», «господарь» и др.
Некоторые люди считали, что Домовой имеет свою семью: жену (большуха, домаха, домовичиха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (кикимора, маруха) предполагается, что древнейшим именем Домового могло быть имя Мара. В отличие от самого домового, его семью никогда не бывает ни слышно, ни видно.
В древние времена различали духа, который жил во дворе (звали его дворовой), и собственно духа самого дома (т. Е. Домовой), но чаще всего их смешивают, полагая, что домовые живут в домах, но еще и помогают следить за домашним хозяйством и скотом. От отношения домового к хозяину (враждебного или доброжелательного), как считали крестьяне, зависело здоровье скота. Для этого люди приносили Домовому жертвы (как правило, это была еда) в хлев, где он также мог жить. Если домовой был враждебно настроенный, то он мог мучить скот в хлеву, а также приносить большие убытки хозяйству. Считалось, что домовой часто был связан с нечистой силой, хотя и был способен противостоять ей. Домовой может также предсказывать судьбу человека.
Исследователи считают, что проводимые ранее обряды, которые относятся к домовому, в прошлом могли быть связаны с богом скота Белесом. А после исчезновения культа этого бога они были перенесены на домового.
Одним из доводов в эту пользу служит древнее поверье, по которому замужняя женщина, которая показала свои волосы чужому человеку, тем самым вызывала гнев домового. А в культе Белеса (или Волоса) было точно такое же поверье о волосах.
Русская печь считается самым любимым местом пребывания домового. Считают, что он даже «сбрасывает» старух с печи, если они постоянно ее занимают. Так рассказывала одна старуха из Московской губернии. Она заболела и долго не слезала с печи. Домовой ее толкал, но она все время упиралась и говорила: «Не пущу родимый, самой худо». А он взял да и сбросил её и сам полез на печку.
Часто бросали мусор за печку, чтобы «не перевелся домовой».
Домовых также могут обитать в углу, у порога, на чердаке, в подполе или чулане, или за стеной. А вот в баню или ванную комнату домовой вообще никогда не заходит, так как там обитают совсем другие существа.
А вообще, домовой сам любит выбирать себе свое место в квартире или доме, и уж если выбрал, то никогда в жизни оттуда не уйдёт.
Бытует такая легенда о происхождении этой «домашней» нечисти (как впрочем, и всей другой нечисти. Эта легенда имеет много вариантов, но суть их примерно одинакова):
Когда Дьявол восстал против Господа Бога, тот в наказание свергнул его с небес вместе со всеми злыми и непокорными ангелами, некоторые из них вместе с дьяволом попали прямо в ад. Но были и иные, которые не были так уж отягощены злом и грехами. В ад они не попали, но остались на земле в обличии знакомой нам земной нечисти – таких как водяные, русалки, кикиморы, лешие… А те из нечисти, кто был добрее прочих или раскаялся, будучи сброшенным с небес, перевоплотились в «домашнюю» нечисть. По поверьям домовой считался предводителем домашней нечисти, который появился таким же именно образом. Считается, что из всех нечистых, он является одним из наиболее дружелюбных существ по отношению к человеку.
По белорусским преданиям домовой вылупляется из яйца, которое снес петух. После чего надо шесть месяцев не снимая носить это яйцо под мышкой и обязательно с левой стороны — после чего вылуплялся «змеёныш-домовой».
По одному из поверий, бытовало мнение, что домовые духи — это умершие без причастия люди.
Есть менее распространенная версия, что домовым может стать существо, которое было случайно или намеренно погубленное в доме во время его строительства.
Бытовали мнения, согласно которым любое существо, которое измерил строитель дома, а мерка зарывалась им в одном из углов будущего дома, после смерти превращалось в домового духа и при этом сохраняло прежние отличительные ему черты, например, мяукало и царапалось, если это была измерена кошка, и т. п.
Домового видят очень редко, чаще всего его слышат. Он может шуметь и бродить ночами по дому, бормотать что-то неразборчивое и вздыхать.
По народным поверьям домовой в разных частях России выглядит по-разному. Для жителей Смоленской области — это «седой старик с непокрытой головой, который был одет в белую длинную рубаху». В Вологодском крае — это «маленький старик с седыми и нестриженными волосами и бровями, который имел кривые ноги и постоянно был сердитым, лицо его было покрыто шерстью»; орловские крестьяне рассказывали, что домовой выглядит черным, лохматым и очень здоровым, похожим на медведя. Голова егопокрыта шапкой. На Севере он представал в облике небольшого старичка, который также был покрыт шерстью или в образе хозяина дома.
Домовой также мог превращаться в животных, чаще в домашних, таких как собака, кошка или корова. Иногда проявлялся в виде тени на стене.