Леший (висел, лесовик, лесовой, лешак, лесник, лесун) — один из интереснейших представителей славянской мифологии. Живут эти существа в дремучем лесу.
Собственно, даже само его название «Леший» происходит от слова «лес» с чуть измененным на старорусский лад произношением.
Иногда лешие живут и на пустырях, но обязательно рядом должна находиться лесная глушь.
В славянской мифологии именно лешему отведена роль духа и хранителя леса. Леший считается хозяином всех деревьев и всего живого в лесу, охраняет его мир и покой от проникновения в него человека. Поэтому и охотники, и лесорубы опасаются встречаться с этим представителем нечистой силы, которая подчиняется только самому богу Яриле и его отцу Велесу.
Выглядеть этот персонаж может по-разному: он является и в образе дряхлого старца, и медведя или очень просто может превратиться в дерево.
Но больше всего леший любит появляться перед людьми в образе косматого страшного старика с бородой, рогами и козлиными ногами.
Одежда, если она присутствует на лешем, будет обязательно одета наизнанку. Существует также поверье, что он обладает свойствами оборотня, поэтому иногда может предстать в образе дикого вепря или волка.
Хотя леший и считался всегда лесным обитателем, но выходить из леса и досаждать людям в их жилищах никогда не брезговал.
Приходя в расположенные вблизи леса деревни, лешие воровали скарб, еду. Подглядывая в окна избы, леший примечал, кто из хозяев не прочитал предобеденную молитву, забыл благословить хлеб насущный либо не произнес молитву перед дойкой коровы или началом сева. Все, не освященное крестным знамением и святой молитвой, леший прибирал к рукам и тащил к себе в лес, где вел самое обычное хозяйство. В жены леший брал деревенскую девушку, заблудившуюся в лесу. Поэтому девушки никогда не ходили в лес в одиночку.
Согласно славянской мифологии, леший живет в лесу только в теплое время года. 17 октября (на Ерофея) леший «с лесом расстается». В этот день он гоняет зверей по лесу, ломает деревья. Успокоившись, леший проваливается под землю, чтобы весной появиться в лесу вновь. Именно поэтому на Ерофея никто не рисковал пойти в лес, боясь встретиться с беснующимся лешим.
Встреча с лешим всегда считалась нежелательной. Эта нечистая сила очень любит морочить человеку голову, сбивать путников с дороги, водя их кругами. Леший может неожиданно появиться перед путником, а может оставаться невидимым, издавая при этом страшные, истошные крики и уханье, цель которых — сбить с толку, одурачить и наблюдать за перепуганным до смерти человеком, пытающимся отыскать правильную дорогу. Если лешему это удается, он истошно смеется и оглушительно хлопает в ладоши, чем наводит на путника еще больший ужас.
В принципе желания навредить человеку, а тем более убить его у леших нет. Своими действиями они лишь пытаются дать понять, кто хозяин в лесу, и заставить путника уважать лесные законы. Однако он умеет платить добром за добро. Так, леший будет очень доволен, если оставить ему на пеньке такую еду, которую невозможно найти в лесу что-нибудь вкусное, например, печенье, пряник и т. д.
Леший любит ветер, именно поэтому люди остерегались свистеть в лесу, чтобы не привлечь нечистую силу.
При встрече с лешим народное поверье рекомендует ни в коем случае не смотреть ему в глаза и не пугаться, ведь он может обойти вокруг неосторожного человека, и тот будет долго метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту.
Однако никакого реального вреда это не нанесет, просто таким образом леший развлекается.
Как правило, это существо при встрече просит у человека что-либо съестное. С ним обязательно надо поделиться, чтобы не обидеть хозяина леса.
Сохранился рассказ одного из очевидцев о встрече с лешим в лесу в Вятской губернии: «Леший попросил у нас чаю, а сахара у нас не было. Тогда леший дал нам всем по несколько кусочков сахара, а себе взял только один кусочек».
Если человек в лесу заблудился и ходит по кругу, то без происков лешего здесь не обошлось. Чтобы избавиться от наваждения, нужно снять с себя всю одежду и надеть ее наизнанку. После этого леший обязательно отпустит путника.