Самым близким «соседом» людей всегда был домовой, или доможил. Нет такого дома и такой семьи, где не жил бы домовой. Согласно славянской демонологии, он является «духом бескрылым, бестелесным, безрогим».
Самым главным его отличием от остальных представителей нечистой силы можно назвать то, что домовой никогда не причиняет хозяевам зла по-настоящему.
Домовой также является единственным мифическим существом, которое не испытывает страха перед крестом. Именно поэтому он отлично себя чувствует и в домах атеистов, и в домах глубоко верующих людей.
Существует мнение, что домовой очень обижается, когда его называют нечистой силой, но что у него есть вполне резонные основания. Дело в том, что согласно древней легенде, Господь Бог изгнал Сатану и его сподвижников в ад, однако далеко не все из них туда попали. Самые ужасные грешники были помещены в центр адского пекла. Те же, чьи грехи были не столь тягостны, попали ближе к земной поверхности. Домовые же не относились к числу изгнанных, так как они принадлежали к раскаявшимся и частично прощенным. Таким образом, домовые даже имели возможность получить полное прощение и попасть в Царствие Небесное, для чего нужно было 70 лет прожить с одним хозяином, всячески помогать ему и защищать его. Именно этим и объясняется спокойное отношение домовых к кресту и иконам.
Домовой очень любит лошадей, поэтому, если во дворе дома есть конюшня, он селится поближе к животным. А уж если лошадь пришлась домовому по душе, то он будет ухаживать за ней холить ее, кормить, заплетать ей гриву и хвост. Лошадь, дружащая с домовым, всегда бывает сыта, ухожена и довольна. Но иногда домовому лошадь не нравится. И тогда он начинает мучить ее до изнеможения. Может дойти даже до того, что лошадь заболеет и погибнет.
Со временем люди пришли к выводу, что симпатии и антипатии домового по отношению к животным зависят от их масти. Таким образом, появилось выражение «не ко двору».
Это означает, что определенной масти животное не будет принято домовым и не приживется в этом доме. Особенно ярко это проявляется по отношению к кошкам.
Домовой обязательно хочет подружиться со своими хозяевами. Делает он это как может. Кроме того, что он ухаживает за лошадьми, он еще выполняет много работы по хозяйству. Так, люди по ночам часто слышали звуки трудовой деятельности, однако при этом никого не было видно.
В давние времена считалось, что домовой должен непременно жить в каждом доме, а в новый дом его всегда звали в первую очередь.
Для приглашения домового поселиться вместе с людьми существовало очень много различных способов. Самым эффективным из них считался «кровавый» метод.
Необходимо было поймать черного петуха, занести его в новый дом и отрубить ему голову. Затем следовало окропить пол свежей кровью птицы. Для современного человека этот метод выглядит довольно жестоким, но тогда он считался самым действенным.
ЕСЛИ ХОЗЯЕВА дружат с домовым, то он может предупредить их о возможных бедах и несчастьях, охраняет двор и хозяйское добро. Поэтому простые люди к домовому питают уважение, боятся его чем-либо оскорбить и остерегаются произносить его имя без цели. В разговорах его называют не домовым, а дедушкой, хозяином, набольшим или самим.
Более гуманный способ привлечь домового состоял в том, чтобы выйти в полночь в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на веревочку, и тянуть его за собой. При этом ни в коем случае нельзя было оглядываться. Как только появится ощущение тяжести и натяжения веревочки, это будет означать согласие домового поселиться в доме.
При переезде из одного дома в другой всегда проводился ритуал приглашения домовому последовать за хозяевами в новое жилище. Для обращения к домовому при этом использовали хлеб-соль. Кроме того, в последнюю ночевку в старом доме нужно было взять старый башмак (тапку, валенок) и, вслух пригласив домового последовать за собой, бросить обувь в темный угол или под кровать.
Интересный случай произошел в середине 70-х гг. Прошлого века в одном из городков Пензенской области. Пожилая женщина после скоропостижной смерти мужа продала свой дом, где родилась и выросла, молодому парню, только что вернувшемуся со службы в армии. Находясь после постигшего ее горя в растерянности, она собрала вещи и уехала на другое место жительства. Никакого ритуала по приглашению домового переехать, она, естественно, не провела. Счастливый молодой новосел, ни о чем не подозревая, лег спать на новом месте. Ровно в полночь из подполья донесся ужасный, душераздирающий вой.