Духовные иерархии ангелов и других существ из тонких миров важны для практикующего мага по одной-единственной причине: они дают важную информацию, которая помогает магу вызывать духов, просить их о помощи или подчинить своей воле. В статье мы рассмотрим иерархию сущностей с точки зрения каббалистической магии, которая универсальна и применима к любому эзотерическому учению.
Духи, связанные с каббалистической магией, подразделяются на многочисленные уровни и классы ангелов. Данная классификация включает также готических демонов, олимпийских и енохианских духов, исламских джиннов, полубогов, духов природы – список практически бесконечен.
Как правило, типичная система каббалистических соответствий состоит из четырех стихий, семи планет и двенадцати знаков Зодиака. Для простоты мы рассмотрим только четыре стихии и семь планет.
Стихии (земля, огонь, воздух, вода) можно рассматривать отдельно и использовать в качестве элементарного набора соответствий с множеством атрибутов. Изучите любую книгу по магии (или поищите в Интернете) и вы найдете довольно много различных сравнительных соответствий для данных стихий.
Тем не менее в отношении определения иерархии духов мы будем использовать другой способ деления духов на группы, и это будут Четыре Мира. Смысл заключается в том, чтобы разбить четыре стихии на группы духов, каждая из которых относится к своему Миру.
Использование Четырех Миров дает нам основную структуру духовной иерархии, и эту иерархию можно создать следующим образом. Духи, связанные с каждым уровнем Мира, делятся на уровни Бога, архангела, ангела и духов Земли. Следующий пример покажет, как можно сгруппировать различных духов в рамках этих четырех уровней:
Как видите, список довольно большой, но, конечно, не полный. Чтобы составить полный список всех этих духов и заполнить его их характеристиками и атрибутами, пришлось бы написать целую книгу. Сокращенный вариант, который я представляю здесь, использует только миры Ацилут, Бриа и Йецира, пропуская мир Асия. Причина, по которой я не буду рассматривать мир Асия, заключается в том, что эти виды духов принадлежат к особой системе верований и не являются универсальными, поскольку связаны с определенным географическим положением. Например, в арабских странах функции домового выполняют джины. Посмотрите на список духов, связанных с Асия, и вы увидите, что так оно и есть.
То же самое касается и четырех стихий. Мы же рассмотрим аспекты Бога, иерархии ангелов и архангелов. Как вы заметили, я включил готических демонов в план Йецира, но должен предупредить, что это не является общепринятым правилом. Так как мы не собираемся вдаваться в подробное обсуждение сущности этих духов, я не буду объяснять, почему я позволил себе подобную вольность.
Я хотел бы прояснить еще один момент, прежде чем мы перейдем к самой иерархии ангелов, и это проблема соответствия стихий и Миров. Не существует никаких проблем с соответствиями Четырех Миров, но все усложняется, если попытаться сделать то же самое с четырьмя стихиями. Когда мы определим стихию Божества, вы заметите, что разделение духовной иерархии с помощью Миров и стихий не очень хорошо работает на практике. Это потому, что в некоторых оккультных учениях архангелы были связаны со стихиями с целью установить уровень Бриа (Духовный план), и это была, вероятно, какая-то современная обработка. В результате, как только мы попадаем на уровень Йецира (Ментальный план), система выходит из строя, потому что там не так много полезных традиционных знаний, чтобы определить четырех ангелов для стихий на этом уровне.
Прежде чем начать наш анализ, давайте посмотрим на традиционное распределение четырех архангелов в стихиях:
Михаэль связан с Меркурием, Гавриил – с Луной, Рафаил – с Солнцем. Трудно примирить Михаэля с Огнем, когда он назначен Меркурию, либо Рафаила с Воздухом, когда он назначен Солнцу. Уриил часто рассматривается как один из серафимов и связывается с Огнем и Землей. Единственная связь, которая имеет смысл, – для Гавриила, если вдруг мы сможем приравнять Луну к Воде. Во всяком случае, чем больше мы размышляем об этих связях, тем более проблематичными они кажутся. Если вы считаете, что эта атрибуция стихии приемлема для архангела, тогда можете ее использовать не задумываясь. Если же вы хотите чего-то, что не дублирует и не меняет (без всякой причины) атрибуцию этих архангелов, можете составить альтернативный список.
Ключ к дальнейшим действиям заключается в том, что Уриил связан с Землей и считается одним из огненных серафимов, которые являются ангелами, связанными непосредственно с престолом Бога, как противоположность более отдаленным посредникам. В книге Густава Дэвидсона «Словарь Ангелов» мы найдем 13 различных списков Порядков Небесной Иерархии – от святого Амвросия до Фрэнсиса Барретта, и между ними существует много расхождений. Если у вас нет возможности ознакомиться с этой книгой, можете поверить мне на слово. Когда мы смотрим на различные традиционные списки ангельской иерархии, единственное, с чем можно согласиться, это то, что серафимы и херувимы занимали верхнюю часть этих списков, а архангелы и ангелы были внизу. Это означает, что существовали группы ангелов, которые считались ближе к Богу, чем архангелы, и что можно использовать группы серафимов и херувимов, чтобы заполнить список ангелов стихиями, прилегающими к стихии Божественного имени, вместо использования четырех архангелов.
Также в книге Дэвидсона есть еще одна важная таблица – Рыцари Девяти Небесных Орденов, в которой перечислены имена ангелов, связанных с каждым из этих орденов. Если вы внимательно посмотрите на все эти списки ангелов, составленные для каждой группы, то увидите, что многие имена повторяются, а в порядке иерархий групп существуют отличия. Иногда один или два из них опущены, а иногда, наоборот, добавлены новые. Например, архангел Михаэль встречается по крайней мере в трех из этих групп одновременно, Гавриил – в пяти, Рафаил – в двух, а сатана принадлежал к четырем из них, пока его не изгнали. Тем не менее для простоты мы можем объединить в одну группу херувимов, серафимов, престолы, Господства, Силы и Власти (а также Начальства) и разделить их на две категории из четырех ангелов, которые, как связанные напрямую с Богом, представляли бы все эти варианты сразу. Мы можем сделать это, потому что, с функциональной точки зрения, некоторые небесные категории либо лишние, либо повторяются.
Если простота и уникальность являются движущими факторами, то серафимы и херувимы имеют известные имена и представляют различные ангельские личности. Мы можем назначить этим двум группам ангелов, которых я называю «суперархангелами», четкие функции. Серафим, огненная природа которого определяется как сочетание вдохновения и страсти, будет представлять те ангельские существа, которые направляют прямые силы Божества, представляющие свет, силу и власть этого Божества (Сила и Господство). Херувимы, которые являются хранителями храма или престола, охраняют Божество и выступают в качестве посредников (престолы, Начальства и Власти), определяя достоинство просителя (как хранители), а также выступая в качестве учителей и переводчиков (гиды).
Серафимы представляют внутренний круг из четырех «суперархангелов», которые находятся ближе всего к Богу, а херувимы – внешнее кольцо из четырех «суперархангелов». Вместе они эффективно направляют эманации Божественной стихии и выступают в качестве хранителей, фильтруя тех, кто приближается к Божеству за милостью и благоволением. Вместе серафимы и херувимы представляют собой высший мир Божества (Ацилут) и функционируют в качестве его слуг, а архангелы и ангелы заботятся и служат «суперархангелам», представляют два нижних мирах Бриа и Йецира и находятся чуть выше Асия. Мы можем также использовать архангелов и ангелов четырех стихий как определителей низших духов.
Таким образом, для четырех стихий мы можем начать с каббалистических Божественных имен и добавить к этому списку четыре серафима и херувима. Эта новая структура, которая представляет собой упрощенный вариант, но тем не менее не идет вразрез с установившейся традицией, удовлетворит нашу потребность в определении духовной иерархии для стихий. Но в этом списке существует, однако, еще одно повторение. Метатрон, серафим для атрибута Воды, является не только главой архангелов, но также и «суперархангелом» серафимов, образуя мост между двумя структурами.
Три уровня взяты из традиционных (Орден Золотой Зари) определений, которые задают Божественные имена, архангелы и ангелы. Вы можете найти дополнительную информацию, связанную с этими духовными сущностями, воспользовавшись любыми оккультными и метафизическими ресурсами, поэтому я не буду описывать их здесь. Что касается Божественных имен и чинов ангелов, о них можете почитать в статье:
Сефирот – этапы сотворения мира.
Далее представлена таблица для четырех стихий и связанных с ними Божественных имен, серафимов и херувимов, а также таблица для Десяти Сефирот и связанных с ними Божественных имен, архангелов и ангельских хоров.
Стихия | Еврейская буква | Божественное имя | Серафим | Херувим |
---|---|---|---|---|
Огонь | Йод | Ха-Шем (Эхейе) | Серафил | Рикбиил |
Вода | Хей | Шаддай (Эль Хай) | Метатрон | Керубиэль |
Воздух | Вав | Элохим | Аоэль | Офаниил |
Земля | Конечное Хей | Адонай ха-Арец | Уриил | Офиэль |
Сефирот | Божественное имя | Архангел | Чин ангелов |
---|---|---|---|
Кетер | AHYH | Метатрон | Хайот га-Кадеш |
Хокма | YH | Рациил | Офаним |
Бина | YHVH ALHYM | Цафкиель | Аралим |
Хесед | AL | Цадкиэль | Хашмалим |
Гебура | ALHYM GBVR | Самаэль | Серафим |
Тиферет | YHVH ALHYM VDOTh | Рафаил | Мелаким |
Нецах | YHVH TzBAVTh | Каниэль | Элохим |
Ход | ALHYM TzBAVTh | Михаэль | Бени Элохим |
Иесод | ShDY AL ChY | Гавриил | Керубим |
Малкут | ADNY MLK | Сандалфон | Ашим |