Вот как описывает, со слов крестьянки, наружность ведьмы учитель начального училища в сел. Кабаньей П. М. Марусов: пожилая женщина, чаще старуха, высокая, тонкая, худая, костлявая, несколько сгорбленная, растрепанные или выбившиеся из-под платка волоса, большие, с сердитым выражением глаза, желтые или серые, косой из-под насупленных бровей взгляд, всегда вбок, и никогда прямо в глаза другому человеку; в зрачках «мальчики» головою вниз (сел. Араповка, 18-й век); рот широкий, губы тонкие, подбородок выдавшийся вперед, руки длинные. Таков портрет старой ведьмы, нарисованный крестьянкой. Затем у прирожденной, «родимой» ведьмы всегда есть небольшой подвижной хвост и черная вдоль спины полоска волос — «чорна стежка» от затылка до пояса.
Для того же, чтобы определить ведьму, вполне убедиться, что слывущая за ведьму женщина есть действительно настоящая ведьма, для этого рекомендуются следующие приемы и средства.
1. Проходя мимо группы женщин, стоит только сложить «дулю» и положить ту руку себе под мышку, то если между собравшимися женщинами будет ведьма, она непременно начнет браниться. Этот прием оказывается особенно действительным, если употребить его на Светлый праздник.
2. Достаточно, проходя по той улице, где живет ведьма, плюнуть назад, чтобы она тотчас же выскочила из своего двора на улицу.
3. Полить теплым, свежим из-под коровы молоком сор на дворе,— ведьма немедленно прибежит на то место, потому что иначе она заболеет.
4. Налить на сковороду молока той коровы, которую доит или которую испортила ведьма, и поставить сковороду на огонь,— ведьма тотчас явится, потому что по мере того, как будет согреваться на сковороде молоко, будет постепенно вместе с тем усиливаться у ведьмы внутренний жар.
Войдя в дом, ведьма или ведьмак будет усиленно просить одолжить ей чего-нибудь, но на эти просьбы не следует обращать ни малейшего внимания; тогда она станет убедительно просить вынуть из печи сковороду, не мучить ее,— скажет, что у нее внутри так горит и кипит, как кипит на сковороде молоко. Тогда делай с ведьмой что хочешь: она поклянется никогда больше не заглядывать в загороду, где коровы, и вылечить испорченную. Другие советуют вылить вскипяченное на сковороде молоко под порог, ведьма немедленно появится на пороге и скажет: «Зачем вы мучаете скотину?»
5. Если пожелаешь, чтобы к тебе пришла ведьма, возьми в рот сырой вареник, ложась спать, продержи его не вынимая целую ночь во рту, и тогда наутро придет к тебе ведьма и будет сидеть у тебя до тех пор, пока не дашь ты ей куска хлеба (г. Купянск, 1899г.).
6. На заговены пред Великим постом надо выдолбить из вареника сыр и положить его за щеку и переночевать с ним, а утром вынуть и завязать его в пояс. Потом в течение поста побывать с тем сыром в церкви 12 раз и, наконец, пойти, имея его в поясе под Пасху к заутрени. При обхождении вокруг церкви ведьма подойдет и будет просить сыру. Или в это время, при звоне во все колокола, войти в колокольню с тем сыром во рту и смотреть оттуда на народ, можно увидеть тогда всех местных ведьм: бабы с доенкой на голове, бабы с доенкой в руках, собаки с доенкой в зубах будут проходить мимо вместе с торжественной процессией вокруг церкви, и там же среди народной толпы будут двигаться копны сена, идти кошки, свиньи, катиться колеса, белые клубки,— короче сказать, ведьмы явятся в тех видах, какие принимают они на себя во время своих ночных похождений.
7. Вместо сыру можно взять в рот, идя в церковь на Страсти, узелок мака — ведьма подойдет и будет просить выбросить его изо рта.
8. Или ведьму можно узнать под Пасху: когда батюшка открывает церковь, ведьма первая хватается за ручку дверей. Какая ухватилась, та и ведьма.
9. Если корова испорчена весною пред Пасхой, то хозяйке испорченной коровы следует только приготовить квашу и поставить ее варить на Пасху, чтобы к ней, явилась ведьма, испортившая корову. Ведьма войдет в дом и тотчас спросит: «Что ты, кума, варишь?».
10. Если подозреваешь какую-нибудь женщину, что она ведьма, то, увидев ее входящую в дом, обрызни перед нею на порог иорданской первой непочатой воды или напиши на пороге крест, то, если эта женщина действительно ведьма, она ни за что не переступит через порог и не войдет в дом.
11. Женщина, пришедшая под Ивана Купала к костру просить огня,— ведьма.
Ведьмы не участвуют в крестных ходах на воду, особенно на Крещение; вообще не любят воды; во время дождя бывают больны; купаются в реке лишь тогда, когда при солнце идет дождь; отказываются от кумовства. А если ведьма согласится быть восприемницей, то или сама во время крещения ребенка заболеет, или ребенок, чаще же последний при погружении его в воду умирает на руках священника.
Различают ведьм прирожденных, родимых и ведьм ученых, роблених. Первые-то и имеют хвост и черную полосу вдоль спины от затылка до пояса; у робленых же нет ни хвоста, ни полосы. Родимые ведьмы считаются выше, важнее робленых потому, что они могут не только причинять вред, но и исправлять его, будет ли он сделан ими самими или другими, безразлично; между тем как ученая ведьма может натворить много пакостей, но не в силах поправить сделанного зла.