Существует старинная легенда, повествующая о том, что рождение знаменитого царя-полководца Александра Македонского связано с искусством магии и астрологией.
Самая древняя версия принадлежит перу греческого историка Псевдо-Каллисфена, записавшего ее около 200 года и. Э. «Псевдо» его назвали потому, что настоящий историк Каллисфен, поведавший ему об этих давних событиях, сопровождал Александра Македонского в его азиатских походах. И он, и Псевдо-Каллисфен утверждали, что настоящий отец будущего завоевателя мира -некто Нектанеб, мудрец, знахарь, маг и астролог из Египта. Но он был не только магом и астрологом, но еще и египетским царем, и слава о нем гремела наравне со славой Александра Македонского, о чем свидетельствуют многие средневековые манускрипты, среди которых есть один, посвященный им обоим: «История Александра, царя Македонии, и Нектанеба, царя Египта».
О том. Что такой царь в Египте существовал, подтверждают два авторитета древности — Плиний и Плутарх. Нектанеб принадлежал к Третьей династии фараонов и после безуспешной попытки изгнать из страны победителей-персов и сесть на трон был вынужден бежать в Македонию.
В латинской версии Юлия Валерия читаем: «В земле Египетской жил царь по имени Нектанеб, великий мудрец и знаменитый маг, который много мудрости почерпнул у древних египтян. И накопил он больше знаний, чем все мудрецы, и знал он, что лежит в пучине Нила, и что схоронено в бездонных пропастях, он знал все о звездах и их появлении на небесах, умел пользоваться астролябией и составлять гороскопы… По звездам мог он определить, что сбудется с любым, появившимся на свет…»
Маг-фараон часто прибегал к своей магии, наполнял лохань водой, пускал по ней кораблики и фигурки из воска, осенял их своей волшебной палочкой из черного дерева и с заклятиями обращался к богам. Так он побеждал полчища врагов, отправляя на дно их эскадры. Но однажды магия его вдруг перестала работать. Он обрил голову и бежал в Македонию, где, облачившись в льняные одежды, занялся астрологией.
Вскоре слава о его магическом искусстве достигла таких высот, что все в этом царстве только и говорили о выдающихся способностях чужеземца и умении предсказывать события по звездам. Восторженные отзывы об астрологе достигли ушей царицы Олимпии, жены царя Филиппа II, который в это время был в отъезде. Они пригласила Нектанеба во дворец и поинтересовалась, каким образом ему удается так точно предсказывать будущее? И царь ответил ей, что существует немало способов этого искусства, всех не перечесть. Во время разговора с царицей он вытащил из кармана астрологическую табличку, украшенную золотом и слоновой костью. Каждая планета на ней была сделана из другого драгоценного металла или камня.
Составив с помощью таблички гороскоп Олимпии, Нектанеб сказал ей, что у нее скоро родится сын от египетского бога Амона, который сам явится ей во сне. Обрадованная Олимпия ответила, что если бог на самом деле явится к ней во сне, то она станет почитать астролога и мага тоже как бога.
Нектанеб набрал волшебной травы, способной вызывать у людей цветные сны, похожие на реальность, и приготовил из них настойку. Сделав из воска фигурку царицы, он нацарапал иглой на ней ее имя, поставил ее на кушетку и, осветив лампой, облил приготовленным снадобьем, произнося заклинания. Он нашептывал кукле, какой именно образ примет бог Амон, явившись к ней во сне.
По наущению мага бог принял образ змея, которого Олимпия увидела во сне и которому позволила заползти к ней на ложе и овладеть ею. Но под видом змея царицей наслаждался сам Нектанеб.
Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский во II веке рассказывает: в его время никто не сомневался, что царица Олимпия переспала со змеем, после чего у нее и родился сын Александр. Он объясняет, почему это поверье так прочно укоренилось в сознании его соотечественников. Дело в том, что в столице Македонии, Пелле (ныне Скопье), занимались разведением особого вида крупных змей, «и они, эти змеи, были настолько ручными и дружелюбными, что женщины часто делали их своими любимцами, они их часто брали с собой в постель, ласкали их и кормили молоком из груди, словно младенцев… Вполне возможно, что один из этих ползучих гадов стал ее партнером на ложе».
Когда царица таким образом забеременела, Нектанеб позвал ястреба и приказал лететь к Филиппу, чтобы «бодрствовать всю ночь у его изголовья и внушать ему нужный сон». Филиппу такой сон приснился, а толкователь сказал, что он означает: у его жены, царицы Олимпии, родится сын от бога Амона. Тем не менее подозрения закрались в душу Филиппа, и он поспешил домой. Нектанеб, превратившись в невидимку, постоянно находился во дворце. Однажды он привел в дикий ужас всех придворных, появившись в виде громадного шипящего змея. Змей заполз на колени Олимпии и поцеловал ее в губы. После чего, оборотившись орлом, улетел прочь.
Перед рождением Александра, Филиппу было дурное предзнаменование. Однажды, погрузившись в свои мысли, царь прохаживался по двору, над которым летало множество диковинных птиц. Когда он сел, чтобы немного отдохнуть, одна из них спикировала прямо ему на колени и снесла яичко. Оно скатилось с колен монарха и разбилось. Из разбитой скорлупы выползла змея. Потом она хотела вернуться назад, в скорлупу, но мгновенно умерла. Озадаченный Филипп вызвал главного толкователи предзнаменований Антифона и спросил его, в чем смысл того, что произошло у него на глазах. Толкователь ответил, что у него родится сын, который завоюет весь мир, но умрет до того, как сумеет вернуться из последнего похода на родину.
День родов Олимпии приближался. И Нектанеб в качестве придворного астролога не покидал роженицу ни на минуту. При первых схватках он попросил ее не торопиться.
— В этот час, — сказал он ей, — может родиться либо раб, либо пленник.
Как только начались вторые, он снова предостерег ее:
— Погоди, царица, рожать. Как бы не родился женоподобный мальчик.
И только на третий раз Нектанеб счел момент благоприятным для появления на свет покорителя мира. И Александр родился. Загрохотал гром, небо осветили молнии, и земля задрожала. Астролог отлично знал, что момент рождения человека — это момент, определяющий всю его дальнейшую судьбу. Но он придавал еще большее значение моменту зачатия ребенка, в чем с ним были согласны многие его коллеги.
Немецкий философ и теолог Альберт Великий в своем трактате о животных писал: «Нектанеб, настоящий отец Александра, подгадал соитие с его матерью Олимпией к такому моменту, когда Солнце с Сатурном находились в созвездии Тельца, ибо он хотел, чтобы его сын обладал силой этих планет».
С астрологией было связано не только рождение Александра, но и смерть самого мага. Когда Александру исполнилось двенадцать, он обратил внимание на небывалую астрологическую табличку Нектанеба для составления гороскопов и попросил его показать ему ночью звезды. Идя рядом с астрологом, который разглядывал ярко мерцающие звезды, Александр вдруг столкнул его в глубокую яму, где тот и сломал себе шею. Когда умирающий учитель спросил Александра, почему он так с ним поступил, тот ответил, что сделал это, чтобы доказать ему, насколько бесполезно его искусство, ибо он разглядывал звезды на небе, нисколько не заботясьо том, что ему угрожает на земле.
Но существует и другая версия. Служанка астролога проболталась Александру, что звезды давно указали ее хозяину на то, что он умрет от руки своего сына, и раскрыла тайну его рождения.
После смерти Нектанеба наставником Александра становится Аристотель, который тоже, как утверждают, был адептом астрологии, верил в амулеты, занимался магией и изготовлял фигурки людей и животных из воска.
Такое же искусство магии, как говорят, унаследовал и рожденный от мага и астролога Александр. Это подтверждают письма царя-завоевателя, которые он слал Аристотелю из покоренных стран. В своей переписке с учителем он рассказывал о чудесах Индии, о встрече с амазонками и о тех вопросах, которые он задал индийским мудрецам и магам-брахманам о магии и тайных науках, на которые они должны были под страхом смерти точно ответить. Он поклялся всех их казнить, если их ответы его не удовлетворят.
В одном из писем Александр рассказывал о затмении солнца и луны и небесных знамениях. В другом сообщал о священной роще, в которой растут два волшебных дерева — солнца и луны, — которые разговаривают по-индийски и по-гречески, одно мужского, а второе женского пола, и от них можно узнать о будущих событиях.
Александр вначале и сам этому не поверил, но индийцы клялись, что так оно и есть на самом деле. Они уговорили царя, и тот отправился в священную рощу, хотя на пути его могли поджидать дикие звери и ядовитые змеи. Его предупредили, что к деревьям могут приближаться только целомудренные, чистые люди, и он был вынужден снять с себя пышные шраме одежды, драгоценности и даже обувь. Дерево солнца сказало ему на рассвете, что он больше некогда не увидит ни мать, ни сестер. А в час прилива дерево луны добавило, что умрет он в Вавилоне. Ответ на последний, третий вопрос его дало дерево солнца. Оно предрекло, что царь умрет от яда, но отказалось назвать Александру имя убийцы из опасения, что он немедленно казнит злоумышленника, изменив, таким образом, предначертания судьбы.
В последней строчке своего последнего письма Александр уведомляет Аристотеля, что приказал приступить к строительству величественного памятника, который увековечит его имя в веках…
Владислав ФАТЮШИН