Как и почему зло существует в мире и зачем нам нужна этика и мораль, чтобы отличить добро от зла? Откуда в нашем материальном мире могло появиться зло, если ведущий архитектор, сотворивший этот мир, был изначально совершенным и не способным на ошибку? Этот вопрос философы называют теодицеей, и она представляет собой совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла и человеческих страданий в этом мире. Еще со времен древнегреческих философов вокруг этой темы было много споров, которые в христианских и еврейских теологических дискуссиях продолжаются до сих пор. (Конечно, если Божество воспринимать как конечное и способное на ошибку, тогда становится все понятно.)
Отсюда возникает две версии появления зла: либо оно было создано Единым Богом как часть его общего плана, либо зло каким-то образом проникло в процесс сотворения мира и заразило его. Первое соображение, казалось бы, указывает на то, что Божество способно было создать зло, поскольку оно не забыло о нем при сотворении мира. Второе соображение показывает Божество как существо, способное на ошибки. Любое из этих соображений настораживает, поскольку оперантная теория Единого Бога (в которой были заинтересованы неоплатоники и каббалисты) заключается в том, что он представляет собой все прекрасное и хорошее. Реальное решение этой головоломки станет поистине увлекательным танцем между верой в зловещее Божество и в то, что Божество способно на ошибку (а значит, оно конечно).
Впервые вопрос о возникновении зла был поднят еще во время появления испанской Каббалы, и ее последователи сосредоточились на характере первой Сефиры (см. ссылку «Сефирот – этапы сотворения мира..» в конце этой статьи), возникшей из предыдущих четырех, которые были частью начального и совершенного создания, и это, конечно, была Гебура. Слово «гебура» происходит от корня GBR, что значит стать сильным и могучим, и с добавлением окончания женского рода переводится как сила, власть, влияние, мужество и победа. Боевые качества этой Сефиры отчетливо видны, если проанализировать ее имя. Однако у нее есть и негативное значение, и оно заключается в том, что эта сила не всегда находится под контролем и может проявляться в таких жестоких формах, как насилие, убийство и бессмысленное разрушение.
Именно по этой причине Сефира Гебура была названа «левой рукой святого», представляющей силы безусловного правосудия. Со временем это качество стало отдельным проявляющимся атрибутом, известным как «нечистая сила», или темная сторона, которая может рассматриваться как эвфемизм для левого Пути. Причина, по которой Гебура считается источником зла, как полагают, заключается в ее скрытой силе и строгом правосудии (дин), которое является полной противоположностью милосердию и состраданию. Таким образом, жесткие и крайние суждения, даже если они и справедливые, были связаны со злом, если они не были уравновешены состраданием.
Согласно этому предположению, зло являлось результатом неуравновешенного и агрессивного правосудия, которое вышло из Сефиры Гебура. Так как эта Сефира была первой из шести и управляла левой стороной, или Столпом Древа Жизни, под Божественной Триадой, она олицетворяла семя левого фланга, поддерживая проявление всего неуравновешенного и разрушительного (зло). Поток энергии из этой Сефиры спускается вниз, подальше от божественных качеств Гебура, следуя своей истинной природе, и аккумулируется в низшем мире, где становится силой, противодействующей силам создания и добра. Из этого темного потока и противодействующей силы родилась негативная иерархия, в результате чего появились демоны и злые силы, мешающие всем тем, кто живет в материальном мире.
Другая теория, которая пришла из книги «Зоар», предполагала, что зло возникло из оставшихся осколков миров, которые были уничтожены во время предыдущих попыток создания.
Еще одна теория (из того же источника) определяет зло как аналогичное внешней оболочке или сброшенной коре дерева, в данном случае Древа Жизни, которая называлась Клипот. Эту оболочку также называли «ha-ilan hachitzon», или «внешнее дерево», и еще ее называли «тайна Древа Познания». Согласно одной из легенд, Древо Жизни и Древо Познания когда-то были связаны между собой в единый организм и представляли одно целое, пока Адам не пришел и насильно не разделил их, тем самым спровоцировав появление зла, которое в тот же момент материализовалось в виде «инстинктивного желания делать зло» (yetzer ha-ra).
Все эти теории о происхождении и сущности зла, казалось бы, указывают на то, что оно произошло из-за дисбаланса правосудия, который является следствием сотворения мира (остаток), или из-за действий человечества (как результат грехопадения и изгнания из рая). Но зло не является ни частью задуманного Богом творения, ни каким-либо недостатком, который мог возникнуть в процессе этого творения. Его можно рассматривать как неизбежную производную несовершенного материального мира, или же оно возникло из-за небрежности и недостатков, присущих человеческой природе. Это означает, что зло является временным проявлением или случайностью в процессе создания и его можно устранить, когда этот процесс начнет свой обратный путь – к искуплению материального мира.