История охоты на ведьм

Интересно знать - непознанное

Молот ведьм – как начиналась охота на ведьм

Молот ведьм — это авторитетный текст, который люди применяли, чтобы понять, что такое колдовство и разобраться в этом феномене. В 16 и 17 веках в количестве примерно 30 000 копий «Молот ведьм» распространяется по Европе как чума. Со временем идеи этой книги доходят и до Нового света. К концу эпидемии охоты на ведьм благодаря этой книге около 60 000 жертв было отправлено на костер.

Но как молот ведьм смог обрести такую дурную славу и стать столь опасным? Эта книга не изобрела охоту на ведьм. Первые большие судебные процессы против ведьм начались в Европе веком ранее. И другие ученые-богословы писали тексты, осуждающие охоту на ведьм, но по сей день, хотя и прошло уже более 500 лет, ни одна другая книга о колдовстве не обладает такой славой. Никакую другую книгу не читают и не обсуждают так бурно, как молот ведьм. В чем же секрет бессмертного наследия этой книги, что сделало ее такой влиятельной и популярной? Процессы охоты на ведьм 16-17 веков вдохновлены идеями, ставшими популярными благодаря молоту ведьм.

Почему молот ведьм имел такую власть? Первым фактам более 500 лет. Они относятся к одному из самых известных охотников на ведьм в истории, к человеку, которого некоторые называли ненормальным и даже безумным.

1485 год, Инсбрук, Австрия. Двое обвиняются в практике черной магии – в колдовстве. Их предполагаемое преступление – насылание проклятий на неверных супругов, использование заклинаний и зелий, чтобы вызвать болезнь или смерть. На одну женщину приходится главный удар обвинения. Руководство над ее процессом берет на себя приезжий инквизитор и разжигает скандал. Он расспрашивает ее о сексуальных действиях, совершенных под влиянием дьявола и настаивает, что сексуальная распущенность – это главный ключ к ее колдовской силе. В дело вмешивается защитник, который был прислан местным епископом. Он обвиняет приезжего инквизитора в непристойном и беззаконном поведении. Он требует, чтобы все обвинения были сняты. Приезжий инквизитор покидает Инсбрук, так как его процесс провалился. Его имя Генрих Крамер, латинское имя – Institoris – знаменитый инквизитор и будущий автор молота ведьм.

1486 год. Еще не оправившись от поражения в Инсбруке, Генрих Крамер начинает работу над книгой, которая докажет, что ведьмы ведомы слабостью и похотью, что они – сосуды, через которые дьявол обретает плоть, что ведьм нужно уничтожать и сжигать. Это будет главным утверждением Генриха Крамера. Книга мести навеки заставит замолчать критикующих его и убедит в его словах весь мир. Она станет настольной книгой всех охотников на ведьм. Величайшее достижение Крамера в том, что он взял месть одного человека и превратил ее в общее дело. Одна возможная причина влиятельности молота ведьм в том, что веками эта книга считалась благословленной церковью. Но то, что очевидно на первый взгляд, может быть обманчивым.

Папская булла – документ, из-за которого самое сильное одобрение получил молот ведьм от церкви. Декларация булла подписывается самим Папой Римским и излагает официальную доктрину церкви. Эта булла о ведьмах остается одной из самых печально известных в истории. Она формулирует два важных факта. Во-первых, она предостерегает от ведьм. Булла описывает, что такое колдовство и чем занимаются ведьмы, как с помощью магии они насылают град и грозы, как делают людей и скот бесплодными, как убивают и калечат. И во-вторых, она дает официальное разрешение Генриху Крамеру охотиться на ведьм.

Сегодня трудно представить власть, которую имела Папская булла. Она убеждала читателей, что ведьмы существуют и что молот ведьм был благословлен величайшим духовным лидером тех дней.

Крамер делает все, что только может, чтобы доказать, что ведьмы существуют и что они очень и очень опасны. Молот ведьм подробно описывает опасности колдовства; ясновидение; заговоры, насылающие смертельные болезни; похищения и принесения в жертву младенцев; насылание непогоды; акты каннибализма и питье крови; полеты по воздуху, совершаемые ведьмами, чтобы встретиться с демоном-супругом и посетить церемонию черной магии – шабаш. В свою книгу Крамер также включает примеры охоты на ведьм из своего опыта. Один сенсационный судебный процесс становится его эталоном.

Этот процесс произошел до его унижения в Инсбруке. Он видит в нем идеальное судебное преследование ведьм, закончившееся смертью.

1484 год, Равенсбург, Германия. Град опустошил всю округу. Предполагаемая причина – колдовство. В суде 8 женщин предстали перед судом местных властей и Генриха Крамера. Дело подходит к излюбленному наказанию инквизитора – подвешиванию на дыбе. Привязанные за запястья жертвы висят так долго, что руки часто выходят из суставных ямок. В конце концов, по словам Крамера две женщины сознались в черной магии. Генрих Крамер дает приказ заживо сжечь этих женщин. Для него это Равенсбургское дело было большим успехом. Два года спустя он опишет этот процесс в своей книге: ведьмы из Равенсбурга совершали злодеяния по их словам, во имя черта и всех других демонов. Но Крамер боялся, что собственных рекомендаций будет недостаточно, чтобы продать книгу. Чтобы убедить читателей, ему нужен прославленный соавтор.

Фактически все издания книги молот ведьм указывают двух авторов – Крамера и профессора престижного Кельнского университета Якова Шпренгера. Яков Шпренгер был одним из лидеров монахов-доминиканцев в Германии. Некоторые специалисты считают, что Шпренгер не написал ничего в молоте ведьм, кроме предисловия, а другие – что этот известный ученый выступал как литературный советник. Есть и те историки, которые считают, что Шпренгер не имел никакого отношения к книге, а Крамер просто сфальсифицировал имя прославленного ученого.

К концу 1486 года молот ведьм был завершен. Справочное руководство, зашедшее дальше, чем любая другая книга, созданная до него – книга об опасности ведьм. Одна из фундаментальных проблем колдовства – то, что оно не имеет особого смысла. Вся эта идея о тайном заговоре дьяволопоклонников, о том, что Бог позволяет сатане давать этим женщинам сверхъестественные силы, звучит не очень правдоподобно. А молот ведьм четко описывает, как это все работает и почему Бог так делает. Книга предоставляет свидетельство того, что ведьмы существуют.

Чтобы достичь своей цели, книга поделена на три части. Часть первая – философские доводы, доказывающие существование ведьм. Часть вторая (руководство для духовенства) – как распознать колдовство в вашей общине. Часть третья – официальное руководство, практический справочник для обвинения, судебного преследования и смертной казни ведьм.

Чтобы понять чрезвычайное влияние молота ведьм, ученые исследуют, как ведьм рассматривали до и после появления этой книги. Одиночные случаи обвинения в колдовстве начали происходить еще во времена раннего средневековья. Первый Европейский всплеск охоты на ведьм случился в середине 14 века, за 100 лет до молота ведьм. По мере распространения боязни колдовства, изменяется и отношение к нему. То, что началось как попытка искоренить языческую магию, насылание непогоды, знахарство и практическую магию, перерастает в более опасную ненависть. Ведьмы из язычников становятся еретиками-сатанистами.

«Ведьмы – это знак апокалипсиса. Все они будут брошены в судный день в ад». Инститорис привязывает дьяволопоклонничество к апокалиптическому страху конца света. Бог так зол на колдовскую ересь, что сначала он позволяет сатане помогать ведьмам творить злодеяния, но затем приведет наш мир к концу света; и это случится скорее рано, чем поздно – так писал в своей книге Инститорис.

После издания и распространения молота ведьм, жестокая охота на ведьм началась по всей Северной Европе, наводя ужас в Швейцарии, Франции, Германии и других странах. Молот ведьм делает популярным новый бич судебных процессов, пытки и смертную казнь.

1563 год, Визмштейк, Германия. Менее века прошло со времени одного из самых печально известных процессов, описанных в молоте ведьм – так называемого Равенсбургского града. Тоже самое обвинение появляется снова. На этот раз известный дворянин собирает группу женщин и обвиняет их в том же преступлении – в связи с дьяволом для насылания града, уничтожившего урожай. Начатый известным землевладельцем, этот процесс несет в себе 2 решающих элемента, необходимых для охоты на ведьм – панику и покровительство. Женщин пытают. Инквизиторы, советующиеся с настольной книгой охоты на ведьм, знают, что пытки – это самый убедительный способ заставить ведьму сознаться. Пытки использовались, чтобы «ведьмы» называли своих сообщников. Среди самых страшных орудий пыток был железный шлем, который надевали на голову и завинчивали, ломая кости черепа; дыба и ломающие руку тиски для больших пальцев. Процессы в Визмштеке длились месяцами. В общей сложности более 60 женщин сознались и были сожжены.

Подозреваемые в колдовстве чаще всего были крестьянками. Некоторые из них лечили людей травами, другие имели необычные способности, некоторые были душевнобольными, а многие просто нищими. Их единственным преступлением была бедность. Согласно молоту ведьм самые слабые являются самыми опасными.

Анализируя психологию процессов охоты на ведьм, историки согласны с тем, что на протяжении двух веков, превращая сомнения в преступления, молот ведьм преобразовал женоненавистничество, паранойю и страх в страшную организацию. К концу 18 века по некоторым подсчетам общее число жертв охоты на ведьм состовляет от 40 до 60 тысяч.

В темной истории колдовства сквозит одна незабываемая фигура – Генрих Крамер (Инститорис).