В чем целительная сила и энергетическое могущество гонга? Все ответы содержатся в его непредсказуемо вибрирующем звуке.
В религиозных традициях Индии, Китая и Юго-Восточной Азии гонг издревле считался культовым инструментом. Его звук сопровождал наиболее значительные события в жизни людей: роды, похороны, свадьбы, сбор урожая, военные действия и шаманские ритуалы. Что же особенного в этом на вид достаточно простом инструменте, состоящем из металлического диска и колотушки?
Звук гонга взаимодействует с пространством особым образом: инструмент обладает способностью долго вибрировать после удара. Волны звука нарастают и удаляются. Йоги Бхаджан назвал такой возвращающийся звук гонга «до — звуком» – «звуком без границ и ограничений, который вибрирует, создавая свет и жизнь».
Гонг производит «эффект бумеранга» – комплекс смешанных обертонов. Звуковые волны, накрывающие одна другую, создают новые сложные тона, и это делает звук настолько объемным и непредсказуемым, что он выходит за пределы определенной ритмической организации.
Человеческий разум не в состоянии предугадать, каким будет звучание, поэтому во время сеанса гонг — медитации людям часто мерещатся звуки колоколов, барабанов, арфы, горна и даже слышатся голоса – это ищущий ум предпринимает попытку понять, на что похож звук.
На самом деле индивидуальное восприятие звука имеет под собой физиологическую основу. При звучании гонга возникают так называемые комбинированные тона, которые формируются непосредственно в слуховой системе. Как раз они и отвечают за двойственное восприятие звука, что, с точки зрения специалистов по акустике, является настоящим феноменом.
При звучании гонг вибрирует, издавая волны с частотой, близкой к 4–7 герц. Эти волны приводят к возникновению бинауральных колебаний. Эти частоты оказывают синхронизирующее действие на полушария мозга, гармонизируя состояние ума.
Кто жужжит? Первые упоминания о гонг-медитации как неотъемлемой части практики йоги встречаются еще в начале XIV века, в трактате «Хатха-йога прадипика».
Автор труда, йогин Сватмарама, описывает стадии, которые садхака проходит на пути к просветлению. Одна из главных ступеней – это опыт «слушания» сокровенных звуков для пробуждения священной энергии Кундалини.
«По мере концентрации, – пишет Сватмарама, – внутренние звуки становятся все более явственными. На первой стадии они воспринимаются как шум океана. Среди рева волн йог начинает слышать рокот барабанов, преобразующихся в гудение раковины, гонга и трубы. Далее следует пробуждение анахаты – сердечного центра, и в этот момент йогин слышит, как «гонг взрывается в центре солнца». Постепенно звук гонга растворяется, и йогин, ощущая лишь легкое жужжание пчелы, погружается в состояние транса полностью».
Концентрация на звуке, когда все прочее исчезает и остается только контролируемое состояние блаженства, составляет суть Лайя-йоги – йоги осознанности.
Гонг – мощный инструмент, звуки которого с легкостью вводят в состояние транса целые группы людей. Почему это происходит? Согласно философии Нада-йоги, необычные звуковые волны гонга обладают волшебной способностью прекращать колебания ума. В результате слушатель как бы оказывается в «нулевой точке» – состоянии, называемом йогами шунья – «блаженное ничто».
В практике Кундалини-йоги гонг пользуется огромным уважением: его считают «материализацией изначального звука». Еще Йоги Бхаджан говорил, что «является первым и последним инструментом в жизни людей, так как его звук действительно способен повелевать человеческим умом».
К сожалению, звук гонга, записанный на аудио — или видеоносители, теряет свои уникальные свойства. И поскольку сочетание тонов воспринимается индивидуально и зависит от психологического состояния слушающего во время медитации, передать это за пределами класса невозможно. Наверное, поэтому многие люди описывают звук гонга в записи как «плоский, лишенный мощного трансформирующего сознание эффекта», который возникает в процессе живого исполнения.
Согласно наблюдениям Йоги Бхаджана, ум капитулирует под воздействием гонга достаточно быстро. Для этого нужно просто концентрироваться на звуке от трех до 90 секунд.
Пик популярности гонг-медитаций в современном мире пришелся на 70-е годы XX века – период, ознаменовавшийся сексуальной революцией и ростом наркозависимости на Западе. Чтобы помочь ученикам, нервная система которых была истощена в результате употребления наркотиков, Йоги Бхаджан благословил ведущих мастеров Кундалини-йоги разных стран использовать в терапевтической практике гонг. Работая с наркозависимыми учениками, Йоги Бхаджан открыл, что звук гонга снимает последствия абстинентного синдрома, помогая быстрее адаптироваться к внешнему миру.
Первый в России класс по гонг-медитации состоялся в мае 2001 года. Теперь, спустя 10 лет, гонг-медитации в нашей стране доступны всем и даже включены в обязательную программу практики. Во время классов Кундалини-йоги гонг чаще всего используется в конце занятия, когда физическое тело подготовлено сериями движений, упражнений и техник дыхания, называемых криями.
Взаимосвязь Кундалини-йоги и гонга – это продолжение союза мантры и музыки как естественной части практики. Учение Йоги Бхаджана базируется на звуковом потоке, силе слова, мантры и вечной вибрации. Чтобы понять это, достаточно вспомнить слова Учителя.
Если вы будете медитировать на изначальном звуке, – говорил он, – вы увидите незримое, услышите неслышимое, почувствуете неощутимое.
Гонг принадлежит к семье музыкальных инструментов, известных как идиофоны, или «самозвучащие» инструменты. Идиофоны производят звук от трения или удара без привлечения дополнительных вмешательств или материалов.
Звучащий материал является источником звуковой вибрации, одновременно получающим и передающим акустическую энергию. Гонг и колокола – древние идиофоны. Среди более современных идиофонов – ксилофон, цимбалы, кастаньеты.
Гонги обычно изготавливаются из металла, имеют округлую форму. Традиционно для производства гонгов используется бронза, хотя могут применяться и другие металлы, такие как колокольная бронза в Индии, кованый металл в Африке, золото в Китае, серебро в Тибете.
Как правило, гонги делаются из сплава 70-80% меди и 20-30% олова с добавлением свинца, никеля, железа или цинка. Чем ниже качество инструмента, тем больше в нем содержание олова и меньше меди.
Гонги с плоской поверхностью имеют неопределенную высоту звука, и в Восточной Азии их принято называть мужскими гонгами. Выпуклые имеют определенную высоту звука и традиционно называются женскими.
В Китае используются и плоские, и выпуклые гонги, на островах Юго-Восточной Азии и в Африке – выпуклые, а в Индии – плоские.
Средний размер гонгов, используемых на Западе, колеблется между 50 сантиметрами и 1 метром в диаметре. Для производства звука используется молот или колотушка. Музыкальные традиции острова Ява составляют исключение – там в гонг принято бить кулаком.
Появление прототипов гонга, скорее всего, относится к тому времени, когда люди научились плавить металл и работать с изделиями из бронзы. Историки утверждают, что первый гонг возник в Китае и представлял собой бронзовый щиток, в который били во время военных действий для обозначения сигнала к атаке или отступлению. Это произошло во II веке до н.э.
Согласно одной из этнографических версий страной происхождения этого инструмента называется Греция. Исследователи полагают, что инструмент распространился на северо-западе Индии благодаря походам Александра Великого. Плутарх писал о бронзовых «барабанах», использовавшихся парфянскими войсками для устрашения врага. Греческий инструмент, называемый эхион, был незаменим в драматических постановках для изображения грома богов или для обозначения кульминации в ритуалах. Считается, что именно он и был прообразом гонга. Спартанцы также использовали эхионы в ритуалах прощания с мертвыми.
Слово «гонг» появилось в Европе в XVI веке. Оно происходит от индонезийского оригинального названия инструмента «бонанг», или «бонанг-бонанг». Датские колонисты перевели «бонанг-бонанг» как «гом-гом», которое фонетически преобразовалось в «гонг-гонг», а затем было сокращено до емкого слова «гонг».
В качестве музыкального инструмента он был впервые использован в Китае. В современной Пекинской опере сочетание гонгов, цимбал и барабанов используется для иллюстрации батальных сцен. В крупных оркестрах его роль заключается в создании гнетущей атмосферы. В Корее малые гонги фигурируют в церемониях, проводимых женщинами — шаманами, а на Филиппинах гонги сопровождают сельские танцы.
В западной музыке гонг получил распространение только в XX веке и использовался исключительно для создания эффекта необычного звучания. Игорь Стравинский, например, требовал, чтобы быстрое глиссандо в «Весне священной» исполнялось на гонге с помощью треугольного ударника, а пионер музыкальной аллегории американский композитор Джон Кейдж в «Двойной музыке» сразу же после удара помещал его в кадку с водой, чтобы получилось эффектное искаженное звучание.
Гонг обрел новую жизнь в психоделической музыке 1960 – 1970-х годов. Наиболее известные группы, которые не обошли своим вниманием гонг, – Led Zeppelin, Aerosmith и Queen.
Популярность гонга в музыкальной культуре середины XX века – первый случай его использования на Западе для трансформации сознания. И это отсылает нас к древним «восточным корням», когда гонг использовался с метафизическими целями.
Сегодня гонг обрел новую аудиторию, сформированную учителями йоги и людьми, стремящимися изменить себя и других с помощью йоги звука.