Внимательное изучение главы 19 «Бытия» позволяет думать, что автору были хорошо известны характерные признаки ядерного взрыва: ослепительная вспышка, «дождь из огня и серы», разрушительная ударная волна, абсолютное бесплодие почвы в течение очень долгого времени после катаклизма. Представляя себе, как Лоту и его семье удалось вовремя избежать адского ядерного пекла, слишком хорошо понимаешь запрет оборачиваться, увы, неосторожно нарушенный женой патриарха, обратившейся из за этого «в соляной столп».
Конечно, традиционное объяснение этого катаклизма «гневом Господним», направленным против погрязших в грехе городов, вовсе не убедительно. Если признать этот карикатурный антропоморфный образ разгневанного «Бога жандарма», становится совершенно очевидно, что подобные его вмешательства должны были бы быть непрерывными, учитывая, насколько малопривлекательным было земное человечество в течение долгих веков. К тому же, вид полного опустошения, какой мы наблюдаем еще и сегодня в районе Мертвого моря, столь удачно названного, говорит в пользу ядерного катаклизма, который в свое время разрушил Содом и Гоморру. Эти разрушения неизмеримо больше тех, какие причинил взрыв первой американской атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году: разумеется, радиоактивность в проклятой местности уже давно перестала быть опасной, но бесплодие почвы по прежнему неизлечимо, и никакие доступные нам средства не могут восстановить плодородие.
В исследовании профессора Агреста, опубликованном в 1960 году, мы можем найти гипотезу о колоссальном термоядерном взрыве, спровоцированном людьми из космоса, систематически уничтожавшими свои энергетические запасы, прежде чем вернуться на родную планету. Можно прийти к выводу, что несчастными землянами, на которых обрушилось «атомное бедствие», подобный феномен вполне мог рассматриваться как ужасающая месть богов.
Однако не нужно воображать, как мы охотно делаем, что инопланетяне приходят — подобно марсианам в «Войне миров» Уэллса, — чтобы уничтожить всякую жизнь на нашей планете, чтобы систематически истреблять землян, желая занять их место. Почему бы с тем же успехом не предположить, что разрушение Содома и Гоморры было для них непредумышленной ядерной катастрофой, оказавшейся неизбежной только лишь из за массовой «эвакуации» с Земли колонии инопланетян? Соблазнительно думать, что их появление ставило себе цивилизаторские задачи и что они прилетали на Землю не один раз, но с довольно длительными, если применять земные измерения времени, промежутками. Первое посещение нашей планеты представителями иных цивилизаций, пришедшими с неба, можно датировать самым началом существования Земли. Именно под таким углом, излагая откровения госпожи Блаватской, рассматривает теософ Трарьё д’Эгмон (Trarieux d’Egmont) состоявшуюся восемнадцать миллионов лет назад высадку на Землю «Властелинов Огня», явившихся с гораздо более развитой планеты, чем наша, чтобы цивилизовать последнюю.
Но можно было бы, вероятно, с большим правдоподобием, установить, что подобные «цивилизационные» десанты явно высаживались за Землю и позже: разве не этим инопланетным великим «цивилизаторам» человечество обязано появлением на нашей планете зерновых культур и кукурузы, да и в более общем виде — агрокультуры вообще? Представим себе, какой скачок совершило человечество, какая пропасть лежит между доисторическими племенами с их собирательством плодов, охотой и рыбной ловлей и появлением земледелия.
Робер Шарру ссьшался на андское предание, в соответствии с которым инопланетянка гуманоид Орехана прибыла с Венеры на Землю на борту космического корабля, «сиявшего ярче солнца». У нее была сильно вытянутая вверх голова и четырехпалые руки с перепонками. Именно эта «венерианка», если судить по некоторым преданиям индейцев Перу и Колумбии, и была великой просветительницей Андов.
Каким бы фантастичным ни казалось подобное предположение, — столь дорогое сердцам писателей фантастов, — сама идея о том, что инопланетяне прибывали на Землю с определенной миссией или селились здесь надолго, не содержит в себе ничего абсурдного. Напротив, у нас есть многочисленные свидетельства людей, которые внезапно оказывались рядом с существами, конечно, человеческого вида, но обладающими одним или двумя признаками, которые позволяли с первого взгляда понять, что это не представители ни одной из известных человеческих рас. И каждый из нас может неожиданно для себя очутиться в компании подобных существ.
Из каких миров возможны такие — древние или недавние — высадки инопланетян? Несмотря на популярность версий о том, что они являются с Марса или Венеры, которым целые поколения научных фантастов и, надо признать, некоторые волнующие легенды и предания приписывают цивилизующую роль, трудно представить себе, что на поверхности этих планет могли бы обитать существа, заслуживающие наименования гуманоидов. На планетах солнечной системы, и даже на красной планете и пастушьей звезде, условия существования — по крайней мере, если судить по результатам последних исследований — слишком отличны от условий, пригодных для расцвета человеческой жизни типа земной. Зато на не поддающемся счету количестве планет, обращающихся вокруг звезд, наверняка могут встретиться такие, где условия жизни аналогичны или очень похожи на те, что существуют на Земле. И почему бы на некоторых из этих планет населяющим их существам не достичь стадии развития, несравненно более продвинутой, чем наша?
Например, нам известен парадокс листа Мебиуса, который представляет собою одностороннюю поверхность, не имеющую ни лица, ни изнанки. И никому не возбраняется представить себе существующие по этому образу и подобию на нашем земном шаре «узлы», которые позволяют двум регионам с пространственно временным континуумом взаимно проникать друг в друга, несмотря на то что объективно они расположены чрезвычайно далеко один от другого. Так, великие посвященные прошлых времен, вероятно, знали такие места на Земле, где в каких то вполне определенных случаях было возможно внезапно перенестись в иное пространство или в иное время. Подобные перенесения, наверное, могли происходить неожиданно и при определенном стечении обстоятельств, что объясняет таинственные, но вполне достоверные сведения о внезапных исчезновениях людей среди бела дня и на глазах у всех.
В пустыне Аризоны есть место, где путешественники часто видят один и тот же весьма явственный мираж: им является город, который не похож ни на одно из известных земных поселений. Между двумя мировыми войнами американская экспедиция, исследуя до тех пор неизвестную гористую местность антарктического континента, с удивлением обнаружила вдали странный город; он был наводнен могучими войсками, явившимися с небесного созвездия Орион. Весь этот пейзаж казался находящимся в некоем «ином пространстве». Тогда подумали, что речь идет об обычном мираже, и странное видение даже не было отмечено в официальных отчетах экспедиции; но один из ее участников рассказал о виденном феномене приятелям. Наверное, результатом этого устного рассказа и стала большая новелла Лавкрафта «Привидевшиеся горы».
Вернемся к вполне подтвержденным фактам. Среди бесчисленных свидетельств о неопознанных летающих объектах выделим наблюдения 1926 года, сделанные в Центральной Азии Николаем Рерихом и участниками экспедиции, которой он руководил. Все они видели светящийся диск, пролетавший над вершинами горной цепи Каракорам.
Трудно отрицать возможность контактов между нашей планетой и инопланетянами. Те, кто с пылом отвергает такую возможность, уподобляются племенам ксенофобам, отказывающимся от встречи с чуждой им культурой. Ученый должен быть готов исследовать абсолютно все, даже самые фантастические и невероятные, явления.
История научной мысли показывает иллюзорный характер догматических заграждений, которые в разные эпохи призваны были ограничить область строго доказанных истин, незыблемую систему, за пределами которой ничто не имело права на существование.