Первоначальное происхождение, дальнейшее размножение, наружность, превращения. Умственные способности, изобретения и договоры, жилища и собственность, охрана кладов. Разновидности чертей: домовые, лешие, водяные и огненные змеи.
По материалам печатных изданий 1899г.
Хотя произнесение имени черта считается неприличным в Малороссии и произносится крестьянами всегда с предварительным извинением, тем не менее как в печатных этнографических материалах, так и в устах народа у черта очень много названий. Во-первых, его называют, между прочим, сатана, бис, той, рябый. Во-вторых, он известен еще под именами: сатанаил, сатанюка, идол, извир, фион, ирод, змий, демон, дявол, дябел, чертяка, чорный, проклятый, лукавый, нечистый, нечистая сила, несвидомый дух, куцый.
Первоначальное происхождение фантастического существа, известного под такими названиями, можно проследить в наше время, приняв в соображение следующие данные. У австралийских дикарей души умерших, лишенных погребения, обращаются в ингов — духов, похожих на людей, но с длинными острыми ушами и хвостами. По новозеландским понятиям, души умерших идут в леса, становятся злыми духами и вредят даже своим близким. Китайцы, индокитайцы и индийцы боятся душ непогребенных, прокаженных, чумных, умерших насильственною смертью и от родов. Бывали случаи самоубийств и убийств с целью мстить врагам посмерти в качестве злого духа. У классических народов также души, лишенные погребения, делались злыми духами — лары. У малороссиян утопленники, тела которых не преданы земле, обращаются в водяных. В чертей же обращаются и дети, убитые матерями при рождении.
Подобные факты дали основание утверждать специалистам, что тень умершего — первичный тип сверхъестественного существа — духи-души, генеалогия которых со временем утратилась, и что понятие о человеческой душе послужило типом, по которому складывались понятия и о прочих духовных существах.
Впоследствии размножение нечистых происходит трояким путем: захватом детей, браком с женщинами и между собой. Черти захватывают проклятых матерью детей; могут они хватать и не проклятых в виде вихря, как видно из следующего народного рассказа, записанного в с. Литвяках от Н. Кедевой. «На поли жалы чоловик та жинка, а выхорь схватывсь, по долу котывся, як ухопытъ дытыну — та вгору. Бижать ти люды, кричать: «Рятуйте, рятуйте! Выхор дытыну вхопыв». Давай воны пашнею махать навхрест. Нечыстый той як з пивверсты нис дытыну, потим ныже, ныже. Спустыв. Через недилю померло».
Черти подменивают также детей на своих подкидышей, которыми признаются дети, страдающие английской болезнью. Лютер, признав мальчика в Дессау таким подкидышем, советовал его бросить в реку. В предупреждение подобных подменов почти повсеместно возле роженицы ставят горящую свечу. Что касается до сношений с женщинами, то черти являются к девицам в виде парней, между прочим, и для того, чтобы жениться. В народном рассказе, записанном мною в Лубенском уезде, девка, только споткнувшись и упавши, заметила, что жених ее черт, и отказала ему. Во многих народных рассказах Лубенского уезда черт также является к неутешной вдове под видом покойного мужа.
Наши народные рассказы не дают никаких подробностей о связи дьяволов с женщинами, по согласным же показаниям ведьм всех стран Западной Европы, проявления нежности дьявола холодные, ледяные. Тем не менее, от дьявола рождаются дети.
Так, в 1743 г. В Киеве была убита бабами несчастная новорожденная девочка, как «бесище». Что в народе существует и представление о размножении чертей посредством браков в их среде, доказывается поверьями о том, что метель и вихорь — бесовские свадьбы, и о рождении чертенят, о принятии последних сельскою повитухою, получающею за то полотно, которое не убывает, покуда не будет развернут весь кусок; также многими вариантами сказки о чертовой матери, изображаемой обыкновенной малорусской бабусей, чуждой, как вообще вся женская половина, нечистой силы, каких бы то нибыло демонических свойств.
У немецкого черта есть еще бабушка; о таковой малороссам ничего не известно. Черти не только рождаются и живут, но и умирают. Их едят волки, стреляют охотники, в том числе знаменитый Семен Палий застрелил однажды черта. Их убивает молния и сжигает солнце. Не одной только слабостью своей природы схож украинский черт с древних пастушеских и сельским богом Паном, а и наружностью: рогами, козлиными ногами в шерсти, хвостом.
Пальцы у черта кривые. Эта наружность часто изменяется, смотря по обстоятельствам, из прихоти и по необходимости. Часто является он в виде барашка, белого барашка, овцы, барана. У французских крестьян черт также появляется белым ягненком, который может опрокинуть в воду подошедшего неосторожно, или черным, хромым. Сжалившись, крестьянин берет последнего на плечо и несет. Ягненок делается тяжелее и тяжелее, вдруг с хохотом объявляет, что он дьявол, и убегает. Кроме того, черт превращается еще в козленка и коня, в каком виде представляли его и малорусские писатели Гоголь и Стороженко, а также в белую собаку, черного петуха, белого петуха, ворона.
Черт превращается во всевозможные человеческие образы: грудного ребенка.
В народных же рассказах Лубенского уезда черт часто является в виде мальчика с большими сверкающими глазами, также «хлопця такого, як орап». В таком же виде встречается он в сборниках сказок Рудченка и Афанасьева. Часто встречается дьявол и в виде парня, ухаживающего за девушками.
В другом народном рассказе Лубенского уезда черт в виде товарища крестьянина, шедшего жать очерет, завел того далеко в болото. Черт, служащий работником у хозяев,— любимая тема народных рассказов. Здесь производит он чудеса: в одно мгновение скашивает целые поля пшеницы, перевозит и вымолачивает заразом скирды. В сказках Афанасьева он служит рабочим у горшечника. Он отслуживает у бедняка за похищенный последний кусок хлеба. Та же тема переработана Манжурой в сочинении «Як черт шматочок хлиба одслужував». Она же введена в нравоучительную комедию графа Л. Н. Толстого «Первый винокур».
Иногда черт появляется еще в сказках священником, панычом, паном, сходно с западноевропейскими представлениями — кавалером с огненным пером.
Таковы внешние особенности малорусского дьявола; качества же его ума представляются народному воображению в следующих чертах. В большинстве рассказов черт изображается глупцом; его проводит наймит, бьет мирошник, бьет и обманывает баба. Черт в состоянии отгадать, на чем едет крестьянин, въезжающий на поле верхом на жене. Черт вообще подчиняется бабе. Она мучит, бьет, щипает чертей, стрижет, обварив голову кипятком, больно бреет. Сказки о недогадливости черта известны в славянском, немецком фольклоре и у валлонов, где черт получает при испольной работе на свою долю листья моркови, солому, как и в сказках Рудченка. На основании таких данных и малорусские писатели сделали невыгодное заключение об умственных способностях чертей: Иващенко говорит, что черт вообще не очень страшен, является простаком и попадает в сети. Горленко также объясняет, что черти в малорусских сказках изображаются в виде куцых в комическом виде. Чубинский замечает, что черт скорее комическое, чем грозное существо. Богданович в «Заметках о Полтавской губернии», называет его шутом. Почти такого же мнения был и покойный Костомаров. Черт — сомнительный изобретатель и техник. Его изобретения как-то не закончены. Он сделал воз, но не мог догадаться, как его вывезти из мастерской. Он же изобрел мельницу, но не мог ее достроить.
В другом виде, впрочем, представляет последнее изобретение народный рассказ, записанный в с. Хитцах Лубенского уезда: «Зробыв хозяин млын зовсим и молоть став, так тилькы сыдыть, из мирны жменею насыпа пид камень. Прыходыть до его черт: «Здоров!» «Здоров». «Шо ты робыш?» «Мелю, насыпаю зерно». «Шо ты мени дасы, як я так зроблю, шо само зерно бигтыме?» «Шо ты схочеш?» «Я схочу, шо як насыпать у мирку, та шо розсыплется, то мое». «Ни, я так не обищаю, а то ты нарошне пидчепыш; а то, шо хазяин украде або мирошнык». И так вин зробыв ему киш и корычче, и стало падать зерно пид каминь» (от И. Нагорянского). Этот рассказ вводит нас в мало разработанную народным воображением сферу договоров с дьяволом. Известно только, что условие заключается на перекрестке кровью из мизинца контрагента. Такой прием употреблялся обвиняемыми: Ильей Човпилой, «записавшимся кровью своею князю бесовскому и всем бесом на службу с душею и телом на тридесять лет», и Иваном Роботой, отступившим от Бога и предавшим себя демону. При всей краткости малорусских сведений о договоре с чертями, заметно, однако, что здесь дьявол представляется далеко не тем блестящим юристом, знатоком теории договоров … Каким он является на Западе.
Более изобретательности обнаруживает дьявол в распространении зла, как видно из следующих устных и печатных источников: черт, научив человека музыке, при этом калечит его; крадет деньги у купца, который вешается; сжигает пасечника в курене; отуманивает человека так, что тот режет жену вместо овцы. Черти, явясь на досвитки под видом парней, отрезывают головы девушкам и вешают за косы на колья.
Чертям приписывается изобретение водки и табака.