Западные журналы и газеты много пишут о тайных обществах Африки: людях-леопардах, буйволах, аллигаторах, пантерах и так далее. Кровавые истории, полуреальные или выдуманные от начала до конца легенды о бандах оборотней, совершающих свои страшные обряды и убийства под покровом ночи, одних завораживает, у других вызывают насмешку. Чем только не пугают человека, чтобы заработать на его страхе деньги! Но только ни пугают?.. Оказывается, нет. Ритуалы с превращением людей в животных (реальных или нет) — только внешняя канва событий, за которой скрывается совершенно невероятное.
«Люди-муру (леопарды) — собранные по секретному сигналу в глухом, неизвестном непосвященным месте, готовятся к важному ритуальному действу. Лидеры-старейшины приготавливают по только им известным рецептам специальные снадобья наркотического свойства, разыгрывают тщательно разработанные сценарии особых мистерий, призванных быстро и надежно погрузить участников в гипнотическое состояние, облегчающее им вхождение в нужный «образ».
Они раскрашивают лица и тела характерными пятнами, закутываются в леопардовые шкуры, прицепляют к поясу подобие хвоста — цепь, завернутую в пестрый материал. Музыкальная прелюдия особых тамтамов как бы создает звуковой «портрет» предмета предстоящего воплощения.
Движения танцующих все больше напоминают боевой охотничий танец, включающий в себя характерные позы и ритмику пятнистых хищников. Люди плавно и неслышно ступают по земле, потягиваются, выгибают спину, разминают мышцы, картинно скалят зубы. Затем резко и неожиданно стрелой бросаются на воображаемую жертву. При этом они поддерживают настрой пением ритуальных песен, с помощью которых стараются воссоздать образ своего тотема, чтобы максимально точно соответствовать ему.
Когти хищника имитируются небольшими крючьями с загнутыми концами. Иногда вместо них используются острые морские раковины.
Глухая тревожная музыка нагнетает атмосферу напряженного ожидания, готовности к яростному броску. Звучит песня в честь леопарда-двойника, друга, тотема.
Такие же ритуальные песни (гипнотические накачки) есть и у людей-буффало, людей-пантер, людей-аллигаторов и других. Роль жертвы, «антилопы», в описываемом ритуале была уготована соплеменнику, который на сафари выдал нанявшим его охотникам-американцам некоторые из сокровенных ритуальных секретов.
Заключительная часть приготовления к кровавому обряду — водружение на голову соответствующей маски. Надев ее, искренне верящий в такие обряды африканец перестает быть самим собой. Внутренне, психологически он перевоплощается. Рокот тамтамов продолжает взвинчивать нервы, подогревая нетерпение, усиливая психическое напряжение, готовность к бесстрашным и бездумным агрессивным действиям.
С рычанием «группа расправы» на четвереньках приближается к тропе, затаивается на нижних ветвях деревьев и в кустах. Едва провинившийся и приговоренный к расправе оказывается в пределах досягаемости «психологических мутантов», как они с характерным жутким рыком из засады неожиданно набрасываются на жертву, перебивают ей позвоночник цепью, замаскированной под хвост, перерезают жилы на шее нацепленными на руки металлическими крючьями, специально зазубренным ножом или острой раковиной и, ломая кости, разрывают тело на части «по схеме» настоящего леопарда.
Но вот расправа свершилась. Тамтамы перешли на успокаивающий, угасающий ритм. Забрызганные кровью «леопарды» в изнеможении валятся на землю, снимают маски, прочую ритуальную амуницию и засыпают. Поутру, совершив омовение, чтобы снять с души кошмар происшедшего, как ни в чем не бывало, еще до пробуждения деревни возвращаются в свои хижины. Домочадцы, не зная подробностей, догадываются, что прошедшей ночью тайное общество вершило свое «правосудие». Но вопросов, естественно, не задают, дабы не стать следующей жертвой и не искушать отца, брата или мужа. Еще одна тайна джунглей канула во тьму тропических ночей…
В странах Африки, по территории которых протекает величественная река Конго, неотъемлемым персонажем местных тотемических и мифологических представлений выступают крокодил и связанные с его культом тайные общества. Люди-аллигаторы, ничем внешне не отличающиеся от окружающих, могут ловко подкрасться к намеченной жертве и утащить ее под воду на самое глубокое место.
На африканском континенте есть общества людей-буйволов, которые в масках, украшенных рогами, покрытые бычьими шкурами с имитацией буйволиного рева под глухой барабанный бой и распеванием угрожающих песен совершают набеги на соседей.
Секретные «звериные» общества имеют вековую историю и появились как организации, противостоящие произволу вождей племен. Тайные союзы боролись за сохранение прежней родовой демократии. Но не все так просто. Часть обществ переориентировалась на иные цели: одни решили, что выгоднее отстаивать собственные цели и завоевывать свою власть, другие, видя богатство и силу племенных вождей, фактически стали их карательными органами. Эту функцию выполняют все «звериные союзы».
Новые ветры истории не только загоняют традиционные ритуальные общества во все более глухие уголки континента, но и заставляют последние приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни. Еще в колониальный период верхушка некоторых тайных союзов пошла на контакт с марионеточными властями на местах, используя свой многовековой авторитет и мощный невидимый репрессивный аппарат для принуждения соотечественников и соплеменников к принятию чуждых местному менталитету экспортных культур, а также насильно внедряя изготовление пользующихся особым спросом ремесленных изделий на продажу. Колониальные власти таким путем добивались уплаты установленных ими налогов, а лидеры секретных ассоциаций бессовестно и бесконтрольно присваивали себе значительную часть выручки, полученной от скупщиков.
В Нигерии, верхушка общества «Огбони» обладает реальной административной и экономической властью в ряде городов. Она дирижирует деятельностью мэрии и других городских институтов, поддерживая свое предпринимательство, регулируя мистическими средствами ценообразования, вводя запрет и разрешение на определенные виды хозяйственных работ, например, лов рыбы и сбор орехов. Члены этого объединения имеют особые дома-явки, куда не могут проникнуть непосвященные. При встрече они обмениваются особым рукопожатием левой рукой со специфическим прищелкиванием пальцами, которое очень трудно воспроизвести, даже если ты его видел неоднократно. Временами барабаны общества особым боем сигнализируют о запрете выхода на улицы города женщинам и непосвященным, объявляя своего рода комендантский час.
Существует и криминальная ветвь тайных ритуальных обществ, занимающаяся обычными мафиозными делами: «разборками» по поводу дележа сфер влияния и деятельности, рэкетом, контрабандой, выбиванием долгов, похищением детей и взрослых с целью получения выкупа и т. д.
Пока они остаются серьезным инструментом власти, в лучшем случае, автономной и терпимой по отношению к центральному правительству, в худшем — выступающей мистифицированной опорой оппозиции, сепаратизма, криминалитета.
Пето РАСТРЕНИН