Различают ведьм прирожденных и ведьм ученых. Первые-то и имеют хвост и черную полосу вдоль спины от затылка до пояса; у ученых же нет ни хвоста, ни полосы. Прирожденные ведьмы считаются выше, важнее ученых потому, что они могут не только причинять вред, но и исправлять его, будет ли он сделан ими самими или другими, безразлично; между тем как ученая ведьма может натворить много пакостей, но не в силах поправить сделанного зла.
Ученые ведьмы учатся своему искусству у прирожденных ведьм, у ведьмаков (иначе опыряк) – атаманов над ведьмами, и, наконец, непосредственно у самих чертей. При изучении таинственной науки ведовства употребляют обыкновенно, по общепринятому мнению, какую-то мазь, которая сообщает лицу, помаравшему у себя известную часть тела его, способность летать; переворачиваются через натянутые веревки или воткнутый в землю нож, вообще же отрекаются от Христа и вступают в сношения и в договоры с чертями, что и выражается прежде всего поруганием, осквернением своего креста или иконы и хлеба: эти действия совершаются обыкновенно ночью на средокрестной дороге или на берегу реки, или на лотоках у мельницы, то есть в тех местах, где, по народному верованию, преимущественно обитают черти.
Женщина, желающая стать ведьмой, должна взять икону Божией Матери, которой она была благословлена родителями при выходе замуж, пойти с нею в темную ночь под водяную мельницу и там, положив икону на землю, потоптать ее ногами. При этом надо почитать три раза «Отче наш» наоборот: начиная «от лукавого» и кончая словом «отче». Когда все это будет проделано, баба при помощи нечистой силы становится ведьмой и может делаться по своему желанию то собакой, то кошкой, то копной и т. д.
Или, чтобы стать ведьмой, надо на голом току перекинуться три раза через нож, поставленный вверх острием. При этом говорят какие-то слова, известные старым ведьмам, составляющие их секрет и передаваемые той бабе, которая учится ведьмовать. Впрочем, этот секрет передается обыкновенно также перед смертью близкому лицу, желающему приобрести знания старой ведьмы. Во всяком случае, ведьма умывает свою ученицу каким-то наваром, и та летит в трубу и возвращается назад уже ведьмой. Обучение, однако, заканчивается не здесь, а в Киеве на Лысой горе, куда ведьмы летают под большие праздники на совет с главными упырями и с нечистой силой, после чего бывают там игры и пляски, как то собственными своими глазами видел солдат, стоявший на квартире у вдовы, которая была ведьма. Раз ночью, когда он уже лежал в постели, притворившись спящим, стали сходиться в хату бабы, то были ученые ведьмы, а хозяйка его была ведьма с рождения. Она наготовила какой-то мази и поставила на припечку. Когда собрались все местные ведьмы, то стали подходить одна за другой к припечку и мазать этой мазью у себя под мышками: как только какая помажет, так тотчас и полетит в трубу. Солдат лежит да смотрит, а когда все бабы улетели, встал да прямо к припечку и недолго думая, взял да и себе помазал под мышками. И почувствовал, как что-то вынесло его в трубу, понесло по воздуху и как он очутился на Лысой горе, где была и хозяйка его со своими подругами. Хозяйка оглянулась, увидела солдата, бросилась к нему: «Чего ты сюда приперся? — прошипела она,- кто тебя просил?» Потом подала ему лошадь и велела скорее садиться и уезжать, но дорогой не говорить лошади ни «но», ни «тпру». Солдат немедленно сел на коня и поворотил назад домой, но дорогой думает: что я за дурак буду, что не скажу ни «но», ни «тпру», да и крикнул на коня: но! В ту же минуту полетел вниз и упал в такой густой непроходимый темный лес, что из него не видно было ни луны, ни звезд, ни неба. Едва на четвертый день добрел солдат домой на свою квартиру.
Ведьма ночью, когда все домашние уснут, садится на лопату, которой сажают хлеб в печь, вылетает на ней в трубу и летит в Киев на Лысую гору, куда собираются все ведьмы и черти на так называемый шабаш. Шабаш бывает под большие праздники, в особенности же под Пасху и Стретение; начинается он, как люди уснут и продолжается до первых петухов. Известно, что все ведьмы и черти стараются до первых петухов убраться домой восвояси, иначе им уже не придется попасть туда до следующей ночи. На шабаше происходит пляска, черти любезничают с ведьмами, но бывают ли там между ними и плотские отношения — неизвестно.
По словам одной старухи, ведьмой стать можно таким образом. Околела, например, лошадь или корова, выволокли ее на выгон. Женщина, желающая стать ведьмой, узнав об этом, выходит в темную ночь на то место, где брошено околевшее животное, становится перед трупом и смотрит на него пристально, в каком-то забытье. Простояв в таком состоянии несколько минут, быстро бросается к трупу животного, пробивает в боку его дыру и влазит внутрь его. Полежит там несколько времени и вылазит оттуда, но уже в другую сторону, через другой бок. Выходит из трупа настоящая ученая ведьма, вполне усвоившая науку превращений, получившая способность принимать желаемый вид, то есть способность превращаться в собаку, кошку, копну, клубок и т. п. С этого времени она и начинает свои ночные похождения: ходит доить коров, отчего они портятся; других же коров она заедает, отчего они совсем пропадают; летает в Киев на собрания, совершая полет туда и обратно в одну ночь, мстит тем, кто ее обидит: сделается, напр., клубком и бьет того человека в грудь, а ее саму спроста не ударишь. Говорят, что ее можно ударить только куском старой оси, да и то бить не ее, а бей наотмашь по ее тени, тогда попадешь.
Когда какая-нибудь женщина захочет стать ведьмой, научиться ведовству, то идет к известной природной ведьме, сняв с себя предварительно крест; та мажет ей осиновой корой под руками и заставляет перевернуться через веревки, которые у нее через всю хату протянуты. Тотчас она превращается в сороку и затем вместе с хозяйкой-учительницей летят в Киев на Лысую гору для посвящения во все тайны ведовства.
«Зашел к одной женщине сторонний прохожий человек и попросился переночевать; хозяйка пустила его в хату. Вошел, видит: пол чисто смазан желтой глиной, а через всю хату протянуты веревки. Он и спрашивает: «На что это у тебя, хозяюшка, столько веревок?» Она ему ответила, что берет мыть чужое белье, так вешает его сушить на этих веревках. А дело-то было, совсем не так: хозяйка была старшая на селе ведьма, и к ней по ночам сходились молодые совершенствоваться в своем искусстве. Прохожий полез на печь спать, лег на печи и видит: сошлось в хату несколько женщин и начали делать то же, что и хозяйка. А та помазала себе под плечами осиновой корою, перевернулась через веревку, сделалась сорокой да в трубу. Прочие женщины проделали то же, что хозяйка, и вылетели все сороками в трубу. Через несколько часов все ведьмы возвратились назад и стали говорить между собою о том, что каждая из них успела сделать: «Я корову сдоила»,— сказала одна. «А я — кошку»,— похвалилась другая. «А я — собаку»,— перебила их третья. Так каждая из молодых ведьм хвалилась своими успехами пред старой ведьмой, их учительницей».
Вот еще один общеизвестный прием стать ведьмой. Ночью на Ивана Купала снять с себя крест, взять икону, хлеб и нож, пойти к реке и положить на самый край берега у воды икону и хлеб. Потом проткнуть хлеб ножом, перевернуться на тот нож и «накалять» на икону. Тогда получишь способность принимать по желанию разные виды.