Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа -девица и др. — давно вошли в языковую культуру славянских народов. Что за этим стоит? Какова история этого понятия?
В славянских языках это понятие связывается со словом «дышать». Живой человек дышит, мертвый же — не дышит, а потому не живет. Простые наблюдения над живыми и мертвыми людьми уже в первобытные времена привели к выводу о том, что внутри живого человека есть что-то такое, что делает его живым. Это что-то, главная особенность которого связана с дыханием, и получило название «душа».
Наряду с определением душа существует понятие духа, Многие католические и православные богословы считают, что «душа» и «дух» имеют одинаковое содержание. Так, в католическом катехизисе говорится, что душа — это дух, нематериальное существо, которое не нуждается в материи, а находясь в человеческом теле, руководит им».
В то же время есть в христианстве и, в частности, в православии мнение, что душа и дух понятия разные. «Дух» стал приписываться человеку некоторыми христианскими проповедниками под влиянием языческих верований о существовании у человека, помимо души, какого-то особого духа. Еще дальше пошли теософы, например, снова ставшая ныне популярной у нас Е. П. Блаватская. Она утверждала, что, помимо души, которую она называла «астральным телом», у человека есть и «высший, неизменный дух». Желая быть оригинальной, Е. П. Блаватская присвоила этому духу эпитет «нечеловеческий». Зачем? Да, видимо, для того, чтобы ее понятие духа отличалось от общепризнанного.
Помимо души, или духа, в теле человека, по некоторым верованиям, может обитать и… Бог.
Кроме представления о душе отдельного человека, существует понятие о «мировой душе» — отражении всего бытия. Согласно буддизму, смерть — лишь переход от низшей ступени к высшей, продолжающийся до тех пор, пока дух не достигнет такой степени чистоты и совершенства, чтобы войти в «мировую душу», к чему стремится все существующее на земле.
Ну а где же помещается душа человека? Как и в других вопросах, касающихся души, здесь нет единого мнения. Каждая религия изобретала свой собственный от* вет. Ее местоположение в теле человека определялось богатством фантазии того или иного народа и уровнем его культурного развития.
Одни народы считали, что душа находится в голове, другие помещали ее в диафрагму, живот, печень, сердце. Некоторые полагали, что душа находится в волосах.
Наряду с представлением о том, что душа помещается в каком-то одном органе или части тела человека, существует мнение, что она занимает все его тело. Так, например, считает один из авторитетов Русской православной церкви святой Дмитрий Ростовский; «Душа размещается во всем теле».
Оригинальное и, видимо, весьма древнее представление о местопребывании души можно найти у тибетцев: она может быть как в теле человека, так и… Вне его — в деревьях, горах, озерах, птицах, зверях и т. д.
Интересные наблюдения обнародовали немецкие психологи из университета в Любеке. У группы детей от 7 до 17 лет в непринужденной форме они спрашивали, где может находиться душа. Старшие отвечали: «Везде», — и показывали рукой от лба до колен. Подростки указывали на голову и обводили вокруг нее рукой. А вот самые младшие подносили палец к месту, находящемуся чуть левее сердца. Кстати, таких ответов было большинство. Но некоторые дети выбирали солнечное сплетение или глаза…