В библейской истории о сотворении человека, помимо прямого смысла, есть ещё многозначный тайный смысл. Ведь речь идёт и о создании его бессмертной души. И этот тайный смысл присутствует не в одном лишь моменте сотворения, он сохранился на все времена в отношении всех людей.
Священные Писания авраамических религий были ниспосланы людям в глубокой древности на языке метафор, которые можно трактовать по-разному. «В нём есть стихи — которые мать книги; и другие — сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых заблуждение, — они следуют за тем, что в нём сходно по смыслу, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого…» — говорится в Священной книге мусульман Коране.
В Писаниях использовался тот слог и те сравнения, которые могли быть понятны тогда людям, не искушённым в знаниях, как, например, картина райского сада с шёлковыми подушками, красавицами и молочными реками. Таков рай и в сознании многих наших современников. Но сегодня немало и тех, для кого рай — это состояние Божественного покоя, чистоты, яркости и просветления, которые человек в момент сотворения получил от Создателя: «И вдохнул Он ему от Своего Духа».
Адам и Ева — это две половины сущности человека — его мужское и женское начала, первичное и вторичное, созданное одно из другого. Адам — Разум, Ева — Душа. Когда Душа и Разум в равновесии, человек находится в состоянии покоя, то есть словно бы в раю.
Когда Душа берёт верх над Разумом, возникает желание — Змея. Гармония Души и Разума разрушается. Человек становится рабом своих желаний, теряет покой, значит, он изгнан из рая.
Имея в раю всё необходимое для счастья и покоя, человек захотел получить ещё сверх этого — запрещённое ему яблоко. В любом человеческом обществе существуют запреты, нарушение которых наказывается и в земной, и в вечной жизни. Но даже зная о неизбежности по крайней мере одного из них, человек нарушает запреты.
В погоне за яблоком желаний человек не замечает, что теряет свой рай, и только потом, получив то, чего желал, начинает понимать, что не стал от этого счастливее. В этой погоне теряется не только Разум, побеждённый Душой, исчезает и сама Душа — ведь Ева тоже была изгнана из рая.
Восточные духовные практики (суфизм, например) помогают восстановить гармонию Души и Разума, избавить нас от желаний, достичь ощущения райского сада. Тем же, для которых это недоступно, рай возможен лишь в ином мире, но только если они в земной жизни сопротивлялись своим желаниям, стремясь сохранить в себе гармонию, данную человеку Богом.
Л. Багомедова, г. Махачкала, Россия