Группа исследователей из Университетского колледжа в Лондоне утверждает, что если человек, находясь в плохо освещенном месте, пристально всматривается в окружающие предметы, его мозг начинает ошибочно «думать», что видит вещи, которых на самом деле нет.
Фундаментального доклада о привидениях пока никто не написал, но неврологи уверены, что все призраки — в мозге. И после прочтения их новой работы предположение, будто чаще всего призраки предпочитают появляться в жутковатых, слабо освещенных местах, вовсе не кажется чем-то удивительным.
Авторы статьи, опубликованной в журнале PLoS Computational Biology, профессор Ли Цзяопин и ее коллеги говорят, что в случаях появления призраков главную роль играет окружающая обстановка. Фон словно бы затмевает предметы, которые действительно находятся у нас перед глазами, и в результате наше воображение порождает самые невероятные образы.
Ученые с удивлением обнаружили, что нечеткий фон в большей степени влияет на то, что мы видим (или думаем, что видим), чем хорошо освещенное пространство, заполненное предметами с ясно очерченными контурами. Как полагают специалисты, этим можно объяснить, почему некоторые произведения абстрактного искусства имеют такую силу воздействия и почему сквозь нечеткие мазки художников-импрессионистов мы можем различать ясные, живые детали.
«На этих картинах детали очень расплывчаты. Но, с моей точки зрения, именно эта неясность позволяет зрителю прибегнуть к воображению и дополнить недостающие контуры», — говорит профессор Цзяопин.
«Все, что мы видим, — это галлюцинация, созданная существующей в нашей голове машиной по конструированию виртуальной реальности, — комментирует профессор Майк Морган из Городского университета в Лондоне. — Но обычно первоначальная информация о предмете проходит через рассудок, который блокирует эти галлюцинации. Поэтому мы можем сказать, что человеческое восприятие — это контролируемая галлюцинация.
Однако если фон размыт, то мы можем видеть самые невероятные образы. Де Куинси видел в облаках и коврах лица. Вы можете заметить лица среди узоров, украшающих станцию метро Euston Station, но только если хотите их увидеть».
Для того чтобы понять гипнотическую власть фона, ученые провели эксперимент. Они попросили 18 человек сконцентрировать взгляд в центре черного компьютерного экрана. Периодически в центре экрана мелькал маленький тусклый прямоугольник. Когда звучал сигнал, испытуемые должны были нажать на одну из двух кнопок, сообщая таким образом, видели они прямоугольник или нет.
Прямоугольник появлялся не постоянно, но когда он высвечивался, то оставался на экране всего 80 миллисекунд.
«Люди видели эту “цель” намного чаще, когда она появлялась в центре вертикальной линии, состоящей из похожих серых тусклых прямоугольников, чем когда она мелькала в середине группы светящихся белых прямоугольников. Они “видели” эту цель даже тогда, когда на самом деле ее не было, — рассказывает Цзяопин.
— Это происходило потому, что люди гораздо больше настроены увидеть что-то расплывчатое, когда фон тоже очерчен неясно. А когда цель не соответствовала ожиданиям, сформированным окружающим пространством, то люди видели ее намного реже».
«Иллюзионисты используют этот феномен на протяжении многих лет, — рассказывает Цзяопин. — Когда вы видите, что они подбрасывают в воздух мяч, за которым летит второй, а затем и третий, который “магическим образом” исчезает, вы начинаете гадать, как они это сделали. Но в действительности в большинстве случаев никакого третьего мяча нет. Просто наш мозг, введенный в заблуждение фоном, внушает нам, что мы на самом деле видим три мяча, взлетающих в воздух один за другим».
«Можно сказать, что именно размытый фон отвечает за то, что наши ожидания затмевают действительность: воображение заполняет пробелы, домысливая контуры нечетко видимых деталей», — считает Цзяопин. Это также объясняет, почему чудовища всегда стараются появляться в сумерках. «В сумерках многие предметы видны нечетко, что и запускает механизм заполнения пробелов», — заключает учёный.