Домовой, или как его еще называют — Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, Постен («по стене» или от «тени») или Батан (не то в смысле бати (отца), не то братана, то есть не родного брата), — важнейшая часть жизни каждого человека, ведь любой человек живет в каком-никаком доме, а значит ежедневно сталкивается с …
У русского народа преобладает уважительное отношение к домовому. В доме домовой считается рачительным хозяином, он любит те семьи, в которых преобладают мир, согласие и любовь, где в жилище всегда прибрано, порядок и чистота. Чтобы не было беды, при переезде в новый дом необходимо было провести небольшой ритуал, чтобы домовой переехал вместе с хозяевами. Так как …
Бука (букан, буконя) Это ночной злой дух как мужского, так и женского пола с огромным раскрытым ртом и длинным языком. Само слово «бука » переводится с сербского языка как «рев» или «мычание». Живет бука в детской комнате, обычно в шкафу или под кроватью. Видеть ее могут только дети, для них же он и представляет угрозу. …
Самым близким «соседом» людей всегда был домовой, или доможил. Нет такого дома и такой семьи, где не жил бы домовой. Согласно славянской демонологии, он является «духом бескрылым, бестелесным, безрогим». Самым главным его отличием от остальных представителей нечистой силы можно назвать то, что домовой никогда не причиняет хозяевам зла по-настоящему. Домовой также является единственным мифическим существом, …
Кроме банной анчутки, в бане живет банник. Это злой дух, описываемый как крохотный, но обладающий огромной физической силой старик. Борода у него длинная и лохматая, покрытая страшной зеленой плесенью. Любимым занятием банника считается устрашать людей, требуя от них при этом какой-либо жертвы. Из самых невинных шуток банника можно назвать стук в стенку, но любимыми проказами …
В древней славянской мифологии кикиморой (шишимора, суседка, мара) назывался злой дух в женском обличье. Хотя поначалу ее считали божеством сонных мечтаний, кикимора все же принадлежит к разновидностям домового. Внешне эта нечистая сила предстает в образе маленькой старухи с крохотной рогатой головой и тоненьким тельцем. И все же чаще всего люди не хотели соседствовать с кикиморами …
В своей предыдущей статье «О природе оборотней» я рассматривала исторические аспекты появления на славянских территориях оборотней и их добрую природу, покровительственное отношение к человеку как к младшему брату по разуму, нивелированные в наше время, так же, как была выхолощена истинная природа древнейших дочеловеческих рас и мифических существ. Ведь только сейчас мы стали понимать, что сказочные …
В славянской мифологии анчутка предстает в образе злого духа, одного из представителей бесов. Анчутка — это беспалое или беспятое существо, именно эти характеристики точно определяют его принадлежность к нечистой силе. По существующему славянскому поверью, однажды за анчуткой погнался волк-оборотень и откусил ему пятку (по другим источникам — пальцы). Существуют два вида анчуток — полевые и …
Первоначальное происхождение, дальнейшее размножение, наружность, превращения. Умственные способности, изобретения и договоры, жилища и собственность, охрана кладов. Разновидности чертей: домовые, лешие, водяные и огненные змеи. По материалам печатных изданий 1899г. Хотя произнесение имени черта считается неприличным в Малороссии и произносится крестьянами всегда с предварительным извинением, тем не менее как в печатных этнографических материалах, так и в …
Еще одной представительницей злобной нечисти в славянской мифологии является шишига. Это маленькая горбатая старуха, живущая в основном в мелких речушках и водоемах. Излюбленным местом ее обитания считаются заросли камыша. Шишиги всегда появляются перед людьми в нагом виде, с растрепанными волосами. Днем они не опасны, так как в это время отсыпаются после ночных проказ. Особую активность …